В зависимости от акцента человека на земное или подлинное "Я" выделяются психическия явления индивидуальности.
В первом случае, мы имеем самотождественность с земным "Я". При этом его можно погашать или развивать. Соответственно, развивается альтруизм и бескорыстная забота о семье, коллективе, обществе. Или растет эгоизм. Это себялюбие, когда поведение целиком определяется собственной выгодой и предпочтением своих интересов интересам других людей. С эгоизмом связан инстинкт самосохранения, когда человек стремится сохранить свою жизнь или обезопасить себя от чего-нибудь.
Прогноз перечисленных психических явлений неблагоприятный, т.к. приводит к своеобразному отношению к разным предметам, действиям и людям, касающихся самого человека. При альтруизме развивается самоотверженность, человек не считаться с собственными интересами, обязанностями, долгом. Может быть выражено в акте самосожжения как проявление жертвования себя ради блага окружающих. При эгоизме выражается в преувеличенном мнение о себе, как и достоинств, значения, так же отношение к окружающему миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем земном "Я". Перерастает в ЭГОТИЗМ и ЭГОЦЕНТРИЗМ. Проявлением может быть: намеренное искажение истины и обман ради сохранения своего достоинства, вероломством и предательством, в отличие от преданности, исполненной верности и стойкости в чувствах, обязанностей и долга. Неоднократно мы сталкиваемся с ложью, когда собеседник и глазом не моргнет. Мы ошеломлены!..
Изменение таких психических явлений в положительную сторону связано с восстановлением соотношения между земным и подлинным "Я". Прежде всего это оценка самого себя - своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения. Затем, выбор останавливают на правдивости и откровенности. Добавлю, что современный человек делает акцент именно на земное "Я". К этому подталкивает культ красивого тела, реклама о семье,.. повседневная жизнь, как и психология, которая не различает существование структуры "Я".
Во втором случае, мы имеем акцент на развитие подлинного "Я" через искренность, которое должно быть завершено рождением собственной вселенная. Однако могут быть психические отклонения, которые связаны с не подготовленность ищущего человека (и тех, кто решит пойти по пути раскрытия внутреннего потенциала).
Главным отклонением является разрыв взаимосвязи подлинного "Я" с душой и организмом. Этиология связана с существованием внешних энергий, которые заполняют внутренний мир человека и выталкивают Искру Света. Прогнозом является то, что человек не в состоянии различать Духовный Свет и Тьму, соответственно, добро и зло, истину и ложь. Для него все становится относительным. Например, если для кого-то убийство это преступление, то для других - благо. Такой ищущий никогда не найдет выход к Реальному Восприятию. Он навсегда будет заключен в темной комнате или будет блуждать между тремя соснами всю жизнь.
Изменение психического явления связано с участием внешней движущей силы: Логоса или опытного адепта. Логос указывает на существование внутреннего источника нульмерного света. Для чего ищущему человеку прежде необходимо отыскать реальную дорогу общения с Логосом. Или же опытный адепт создает светящуюся ауру вокруг Искры Света, увеличивая объем Света, чтобы ищущий заметил источник света в своем внутреннем мире. Лишь после этого восстанавливается правильное взаимодействие Человек и Природа.
Следующим отклонением является конгруэнтность чужой монады "Я" своей монаде "Я". Поскольку между подлинными "Я" существует родство, связанное с их общим происхождением, а так же факт соединения всех монад в одно лицо - монаду "Я" Логоса, в которой есть мое, Христа, твое, Елены Рерих, Гаутамы Будды, Шри Ауробиндо, триллионы, - человек может посчитать себя воплощением умершего человека.
Прогнозом такого поведение становится БРЕД ВЕЛИЧИЯ, ядром которого является отождествление своей личности с личностью какого-либо великого человека или бога - Наполеоном, Цезарем, Иисусом Христом, Магометом, королем. Например, наш соотечественник Г. Грабовой пишет: “Я, Г.Г.П., родившийся 14 ноября 1963 г. в поселке Кировском, село Богара (Бога Ра) Кировского р-на Чимкентской обл. (это недалеко от Шамбалы) Казахстана заявляю, что я Григорий Грабовой – второе пришествие Иисуса Христа!” Бред величия нельзя путать с мегаломанией или с представлением человека о собственном величии, могуществе и значимости. (В этом смысле мегаломанами были Маяковский, Уолт Уитмен, Велимир Хлебников (называвший себя Председателем земного шара). Сальвадор Дали. Мегаломания характерна для полководцев, завоевателей, политических деятелей, особенно при тоталитаризме, когда патологические черты личности не ограничиваются социальными рамками. В разной мере и степени мегаломанами можно считать Чингисхана, почти всех римских императоров, особенно Августа, Тиберия, Нерона, Калигулу, разумеется, Наполеона (выражения “Я - Наполеон, “Мы все глядим в Наполеоны” - стали нарицательным бытовым выражением представлений о М.), Гитлера, Мао Цзэ Дуна, Ким Ир Сена, Сталина (ср. его официальные характеристики - гений всех времен и народов, корифей всех наук). В узком смысле из великих людей мегаломаном был прежде всего Фридрих Ницше. О природе возникновения мегаломании в следующих разделах психических болезней). Можно прогнозировать так же бред отождествление себя с Сатаной, каким-либо духом и другими сверхприродными правящими силами.
Лечение. Основным психическим методом является смещение акцента в структуре "Я", а именно с высшего на земное "Я". Больному необходимо научиться концентрировать свое внимание на самотождественность с личным телом, с прошлым опытом и с собственными действиями. Человека обучают методам концентрации и сосредоточения, в частности, фиксация внимания на собственном теле, например, на дыхании.