Апокриф относится к сравнительно недавно открытым источникам. Его краткая версия на коптском языке сохранилась в так называемом Берлинском папирусе 8502 – папирусном кодексе, найденном в Каире в конце XIX в. и приобретенном Берлинским музеем в 1896 г. В рукописи это произведение названо Апокрифом Иоанна. Его первый исследователь К. Шмидт поставил этот документ в связь с гностическим космологическим учением, которое опровергал, вкратце изложив содержание, Ириней (Против ересей. 1.29). Первое издание краткой версии по Берлинскому кодексу осуществил много лет спустя после открытия (в 1955 г.) В. Тилль. Три другие версии (еще одна краткая и две пространные) дошли в собрании коптских рукописей из Наг-Хаммади (кодексы III, II, IV). Их первое издание предприняли М. Краузе и Пахор Лабиб в 1962 г. Однако между четырьмя версиями имеется разница весьма ощутимая, прежде всего между пространной (Наг-Хаммади, II. 1) и краткой (Берл. пап. 8502). В пространной версии в отличие от краткой есть такие части, как сжатое содержание произведения (1.1 – 4), о трех именах архонта (II. 15 – 20), о двойных именах (12.26 – 13.5), о виде образа на воде (14.24 – 30), о создании человека (15.29 – 19.15), о злокозненности протоархонта и воде забвения (25,7 – 9), наконец, гимн Пронойи (30.II – 31.27). Это далеко не полный список расхождений. Изложение во многих местах носит разный характер, не совпадают имена и отдельные детали. Наряду с этим части, из которых составлено произведение, ведут как бы самостоятельное существование. Они отличаются друг от друга лексически. В той или иной появляются слова и выражения, больше не повторяющиеся, например: «вода жизни» (Наг-Хаммади. 11.1.4.21); «дух жизни» (там же. 25.23; 26.9 – 10,16; 27.18 – 19); «судьба» (там же. 28.14 – 15, 21), и др. Вместе с тем некоторые части предстают снова в другом произведении то в более сжатом, то в развернутом виде. О гимне Пронойи, например, с его явными признаками влияния Евангелия от Иоанна, в частности пролога, заставляют вспомнить другие памятники: «Троевидная Протенойа» (Наг-Хаммади. XIII. 1) и «Мудрость Иисуса Христа» (Берл. пап. 8502). Многие особенности дошедших в собрании Наг-Хаммади текстов объясняются тем, что это переводы с греческого. Ошибки переводчиков, неумение передать по-коптски смысл выражений, им не вполне понятный, домыслы интерполяторов, произвол эпитоматоров, описки переписчиков – все это надо иметь в виду. Но помимо этой, так сказать, технической причины разнообразия вариантов, обилия разночтений есть и другая, обусловленная самой сутью творчества. Оно не поддается делению на авторский труд и труд тех, кто передает уже созданное. Здесь ситуацию можно уподобить той, в которой оказывается музыкальное произведение: исполнитель всякий раз по-своему интерпретирует его, становясь тем самым также его творцом. Тексты, с которыми мы имеем дело, жили, видоизменялись в течение длительного времени. Для Апокрифа Иоанна этот процесс занимал больше двух столетий, если считать временем создания первого, не дошедшего до нас варианта приблизительно 170 год. Речь идет о варианте, который мог послужить основой тех, что мы имеем в рукописях IV – V вв.
Апокриф Иоанна
Учение Спасителя и Откровение тайн, скрытых в молчании всех вещей, которым Он обучил Иоанна, своего ученика. {1}
Случилось же это однажды, когда Иоанн, брат Иакова, – они сыновья Зеведея – вышел и подошел к храму. Встретил его фарисей – имя его Ариман – и сказал ему: — «Где твой господин, которому ты последовал?» И он сказал ему: — «Место, откуда он пришел, туда он снова возвратился». Сказал ему фарисей: — «Обманом этот назареянин ввел вас в заблуждение, и наполнил ваши уши ложью, и запер ваши сердца, и повернул вас от предания ваших отцов». Когда я, Иоанн, услышал это, я двинулся от храма к горе, месту пустынному. Был я очень опечален сердцем и сказал: — «Почему избран Спаситель? И почему Он послан в мир своим Отцом? И кто его Отец, который послал Его? И каков тот эон, к которому мы пойдем? Ибо что подразумевал Он, когда сказал нам: – «Этот эон, к которому вы пойдете, принял вид Эона того, нерушимого»? – Но Он не учил нас о том, каков он». В то время, когда я думал об этом в сердце моем, небеса раскрылись, и все творение, что ниже неба, осветилось, и весь мир содрогнулся. Я испугался и пал ниц, когда увидел в свете юношу, который стоял предо мною. Но когда я смотрел на него, он стал подобным старцу. И он изменял свой облик, став как дитя, в то же время предо мною. Он был единством многих форм в свете, и формы открывались одна в другой. Будучи одним, почему он был в трех формах? Он сказал мне: — «Иоанн, Иоанн, почему ты сомневаешься или почему страшишься? Разве тебе чужд этот образ? Это так: не будь малодушным! Я тот, кто с вами все время. Я – Отец, я – Мать, я – Сын. Я незапятнанный и неоскверненный. Ныне Я пришел наставить тебя в том, что есть, что было и что должно произойти, дабы ты мог узнать вещи, которые не открыты, и вещи, которые открыты, и научить тебя ... о совершенном Человеке. Теперь же, подыми лицо свое, иди и слушай, чтобы ты узнал те вещи, о которых я скажу сегодня, и мог передать это своим сотоварищам по Духу, тем, кто из Рода недвижимого Совершенного Человека». И я попросил его: — «Скажи, дабы я мог постигнуть это». Он сказал: — «Единое (μονάξ) – это единовластие, над которым нет ничего. Это Бог истинный и Отец всего, Дух Незримый, Кто надо Всем, Кто в Нерушимости, Кто в Свете чистом, – Тот, Кого никакой свет глаза не может узреть. Он Дух Незримый. Не подобает думать о Нем как о богах или о чем–то подобном. Ибо Он больше бога, ведь нет никого выше Него, нет никого, кто был бы господином над Ним. Он ни в каком бы то ни было подчинении, ибо Всё существует в Нем Одном. Он... потому что Он не нуждается в чем бы то ни было, ведь Он полностью совершенен. У Него нет в чем бы то ни было недостатка, нет того, чем бы Он мог быть пополнен. Но все время Он полностью Совершенен в Свете. Он безграничен, ибо нет никого перед Ним, чтобы ограничичь Его. Он непостижим, ибо нет никого перед Ним, кто постиг бы Его. Он неизмерим, ибо не было никого перед Ним, чтобы измерить Его. Он невидим, ибо никто не видит Его. Он вечен, Он существует вечно. Он невыразим, ибо никто не может охватить Его, чтобы выразить Его. Он неназываем,{2} ибо нет никого перед ним, чтобы назвать Его. Это Свет Неизмеримый, Чистый, Святой, Ясный. Он, невыразимый, совершенен, в Нерушимости. Не в совершенстве, не в блаженстве, не в божественности, но много избраннее. Он не телесный, не нетелесный. Он не большой, не малый. Нет возможности сказать, какого Его количество..., ибо никто не может постичь Его. Он не из тех, кто существует, но много избраннее. Не так, как если бы Он был избраннее по сравнению с другими, но то, что Его, не причастно ни Эону, ни Времени. Ибо то, что причастно Эону, было вначале создано. Он не был заключен во Времени. Он не получил... ибо... ибо нет никого перед Ним, чтобы Он получил от него нечто. Ибо Он созерцает себя вновь в своем Свете чистом. Ведь Он – Величие. Неизмеримое... Величие. Он – Эон, создающий Эон. Жизнь, создающая Жизнь. Блаженство, создающее Блаженство. Знание (γνώσυξ) {3}, создающее Знание,(noucoon). Добро, создающее Добро. Милость, дающая Милость и Спасение. Благодать, дающая Благодать - не потому, что имеет, но потому что дает Милость Неизмеримую, Нерушимую. Что я скажу тебе о Нем? Его Эон нерушимый, Он неподвижен, Он пребывает в молчании, Он покоится. Он до всех вещей. Он глава всех эонов. Это Он дает им Силу по своему Благу. Ибо не мы, мы не познали..., мы не познали тех вещей, что неизмеримы, кроме Того, Кто жил в нем, то есть ОТЦА. Это Он рассказал нам. Ведь Он видит Себя самого в Свете, окружающем Его. Это источник Воды Жизни, Он дает ее всем эонам и во всех формах. Он узнает свой Образ, когда видит Его в источнике Духа. Он устремляет Желание в свой Свет – Воду, это источник Воды - Света чистого окружающего Его. И Его Эннойа выполнила действие, и Она обнаружилась, (она предстала, она появилась) перед ним в сиянии Его Света. Это первая Сила, бывшая до всех Эонов и открывшаяся в Его Мысли, это Пронойа Всего, Ее Свет, который светит, Образ Света, Совершенная Сила, то есть Образ Незримого Девственного Духа совершенного. Она – Сила, Слава, Барбело, Совершенная Слава в Эонах, Слава Откровения, Слава Девственного Духа. И Она восхвалила Его за то, что открылась. Это первая Мысль, Его Образ. Она стала Материнским Чревом Всего, ибо Она прежде, чем все они: Метропатор, Первый Человек, Святой Дух, трижды мужской, трижды сильный, трижды именный, адрогин{4}, и Вечный Эон среди Незримых, Первый Явившийся. Она попросила у Незримого Девственного Духа, то есть Барбело, дать Ей Предвидение. И Дух согласился. И когда он согласился, Предвидение обнаружилось, и Оно предстало близ Пронойи; Оно – из мысли Незримого Девственного Духа. Оно восхвалило Его и Его Совершенную Силу, Барбело, так как Оно стало существовать из-за Неё. И снова Она попросила дать ей Нерушимость, и он согласился. Когда он согласился, Нерушимость обнаружилась, Она предстала близ Мысли и Предвидения. Они восхвалили Незримого и Барбело, из-за которой Они стали существовать. И Барбело попросила дать ей Вечную Жизнь. И незримый Дух согласился. И когда Он согласился, Вечная Жизнь обнаружилась, и Они предстали, и Они восхвалили Незримый Дух и Барбело, из–за которой Они стали существовать. И снова, Она попросила дать Ей Истину. И незримый Дух согласился. Истина обнаружилась, и Они предстали, и Они восхвалили Незримый Дух... Барбело, из-за которой Они стали существовать. Это пятерица эонов Отца, который есть Первый Человек, Образ незримого Духа; это Пронойа, то есть Барбело: Мысль, и Предвидение, и Нерушимость, и Вечная Жизнь, и Истина. Это пятерица Эонов адрогинных, то есть десятерица Эонов, то есть Отец. И Он взглянул на Барбело Светом Чистым, который окружает Незримый Дух, и Его блеском, и Она понесла от Него. И Он породил искру света Светом Блаженного Образа. Но Это не было равным Его величию. Это был единородный Метропатора, тот, что открылся; это Его единственное рожденье, единородный Отца, Свет Чистый. Незримый Девственный Дух возликовал над Светом, который стал существовать, который первым был открыт первой Силой Его Пронойи, то есть Барбело. И Он помазал Его Своим Благом (χρηστόξ), пока Он не стал Совершенным, не нуждавшимся ни в каком благе, ибо Он помазал Его Благом Незримого Духа. И Он предстал перед ним, когда Он излил это на Него. Когда Он получил это от Духа, Он восславил Святой Дух и совершенную Пронойю (...), из-за которой Он обнаружился. И Он, Сын, попросил дать Ему сотоварища по Труду, то есть Ум, и Он, Дух, согласился. Когда же Незримый Дух согласился, Ум обнаружился и предстал близ Христа, или Блага (χρηστόξ), и восхвалил Его и Барбело. Все Они стали существовать в молчании. И Ум захотел выполнить Дело через Слово незримого Духа. И Его Воля стала Делом, и Оно обнаружилось близ Ума; и Свет восхвалил Его. И Слово последовало за Волей. Ибо Словом Христос – божественный Аутоген, создал все вещи. И Вечная Жизнь, и Его Воля, и Ум, и Предвидение предстали и восхвалили Незримый Дух и Барбело, ибо из-за Неё все они стали существовать. И святой Дух дал совершенство божественному Аутогену, Сыну Его и Барбело, так что Тот предстал перед Могущественным и Незримым Девственным Духом как божественный Аутоген, Христос, кому Он, Дух, воздал славу громким голосом. Он, Сын, открылся через Пронойю, и Незримый Девственный Дух поставил божественного Аутогена Истины надо всеми вещами. И Он подчинил ему всякую Власть и Истину, которая есть в Нем, чтобы Он мог знать Всё, что было названо Именем, возвышенным над всяким именем. Ибо это Имя – назовут его те, кто достоин его.{5} Из Света же, который есть Христос, и Нерушимости через Дар Духа появились четыре Света из божественного Аутогена. Он смотрел, чтобы они предстали пред Ним. И трое – это Воля, Эннойа и Жизнь. И четыре Силы – это Мудрость, Благодать, Чувствование, Рассудительность. • Благодать находится у Эона Света Армоцеля, который Первый Ангел. Вместе с этим Эоном есть три других Эона: Милость, Истина и Форма. • Второй Свет – это Ориэль, который был помещен у второго Эона. Вместе с ним есть три других Эона: Мысль, Чувствование и Память. • Третий Свет – это Давейтай, который помещен у третьего Эона. Вместе с ним есть три других Эона: Мудрость, Любовь и Форма. • Четвертый Эон помещен у четвертого Света - Элелет. Вместе с ним есть три других Эона: Совершенство, Мир и Софиа. Это четыре Эона, которые предстали пред божественным Аутогеном. Это двенадцать Эонов, которые предстали пред Сыном, великим Аутогеном – Христом, по Воле и Дару Незримого Духа. И двенадцать Эонов принадлежат Сыну, Аутогену. И все вещи были установлены Волей Святого Духа через Аутогена. И от Предвидения Совершенного Ума через Откровение Воли Незримого Духа и Воли Аутогена появился Совершенный Человек, первое Откровение и Истина. Это Он, кого Девственный Дух назвал Пигераадаман и поместил его у первого Эона с великим Аутогеном, Христом, у первого Света – Армоцеля. И Силы Его – вместе с ним. И Незримый дал ему Разумную Непобедимую Силу. И заговорил Он, и восхвалил и прославил Незримый Дух, сказав: — «Все вещи стали существовать из–за Тебя, и все вещи вернутся к Тебе. Я же, я прославлю и восхвалю Тебя и Аутогена и Эоны, которых три: Отец, Мать и Сын – Совершенная Сила». И Он (Человек) поместил своего Сына Сифа во второй Эон ко второму Свету Оройэлю. В третий Эон – в третий Свет Давейтаи было помещено семя Сифа. И Души Святых там были помещены. В четвертый Эон были помещены Души тех, кто не познал Плеромы и не покаялся сразу, но временно упорствовал и затем покаялся; они – у четвертого Света Элелета. Это создания, которые восхваляют Незримый Дух. Софиа же Эпинойа, будучи Эоном, произвела Мысль своею Мыслью, в согласии с размышлением незримого Духа и Предвидением. Она захотела открыть в Себе самой Образ без Воли Духа и без своего сотоварища, без Его Мысли – Он не одобрил. И хотя лик Её Мужественности не одобрил и Она не нашла Его согласия, Она вывела Это наружу. Она задумала Это без Воли Духа и Знания Его согласия. И из-за Непобедимой Силы, которая есть в Ней, Ее Мысль не осталась бесплодной, и открылся в Ней труд несовершенный и отличавшийся от Ее вида, ибо Она создала это без своего сотоварища. И было это неподобным образу его матери, ибо было это другой формы. Когда же Она увидела Свою Волю, это приняло вид несообразный – Змея с мордой Льва. Его глаза были подобны сверкающим огням молний. Она отбросила его от Себя, за пределы этих мест, дабы никто из бессмертных не увидел его, ибо Она создала его в незнании. И Она окружила его светлым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме Святого Духа, который зовется Матерью Живых. И она назвала его именем Иалтабаоф. Это первый Архонт, который взял большую силу от своей матери. И он удалился от нее и двинулся прочь от мест, где был рожден. Он стал сильным и создал для себя другие эоны в пламени светлого огня, где он пребывает поныне. И он соединился со своим безумием, которое есть в нем, и породил власти для себя...
Ссылки: {1}
- 1. Schmidt С. Irenaus und seine Quelle in Adv. Haer. 1.29// Philothesia. B.. 1907. S. 315 – 336.
- 2. Till W. Die Gnostischen Schriften des Koptischen Papyrus Berolinensis 8502. В., 1955.
- 3. Krause M., Pahor Labib. Die drei Versionen des Apocryphon des Johannes im Koptischen Museum zu Alt-Kairo. Wiesbaden. 1962.
{2} Речь идет о «давно забытом Имени Бога» – Имени Единого Отца Всевышнего Вседержителя, не «Бога», но Человека, «который больше любых богов», даже вместе взятых. Имя Всевышнего Отца обладает реальной физической «несокрушимой» Силой, способной Преобразить Мир. «Посвященные» и «жрецы» так тщательно скрывали Его от «непосвященных», что давно забыли сами. Так как Имя было забыто, то «Он – <был> неназываем»... до поры до времени. Но Имя также реально существует, как и Сам Единый Отец. И нет никого, кроме Него Самого, кто знает это Имя. И только Он сам может назвать Себя. Что Он и сделал, оставив Свое Имя во множестве литературных, научных, географических источниках, на всех языках мира. И познать это Имя может каждый, заглянув в собственное сердце. {3} γνώσυξ - <«гносис»> в буквальном переводе с греческого: - исследование, познание. Noucoon - <«наука»> в буквальном переводе с латыни - ????????????????????????. {4} Адрогин – буквально: «дуально двуполый». Обладает качествами и мужского и женского начал, поэтому способен к порождению из самого себя. В современной литературе такой термин отсутствует. В ней имеется термин «андрогин» - бесполое существо, биоробот, не способный к самовоспроизводству жизни, а также термин «гермофродит» - двуполый, у которого двуполость имеет исключительно внешние признаки, но внутренне – гермафродит может иметь только либо мужское начало, либо женское. Гермафродит не способен к саморождению. Адрогинное начало - независимость от половой принадлежности. {5} Имя Единого Отца Всевышнего Вседержителя, называемого также «Аллахом», «Óдином», и т.п., а по английски «The Most High Father» – на разных языках мира пишется по-разному, но звучит везде одинаково – АШ. АШ не только Имя Человека, и ОТЦА но и Имя Незримого Девственного Духа и Святого Духа – ВОДОРОДА, обозначенного в Таблице химических элементов латинской буквой Н. {6} Попечение Нерушимого - Единого Отца и Незримого Девственного Духа Истины обеспечивает Попечительский Совет РУСИ {7} Духом Обманчивым, обрекающем Души Людские на мучительные страдания во Тьме незнания, являются все мировые "Религии" и различные "Учения" тоталитарных сект, проповедуемые, якобы, от имени "Бога Всевышнего".
Апокриф Иоанна скачать полностью 55 Kb
|