Каждый знает человека, который способен
заблудиться "в трёх соснах". Некоторые узнают этого человека в себе.
Ориентация в пространстве — задача довольно сложная, но нам приходится
справляться с ней едва ли не ежедневно. Кто-то с лёгкостью дойдёт до
главной площади в незнакомом городе, а кто-то потеряется по дороге в
туалет в маленьком кафе. Чем же обусловлена способность к внутренней
навигации?
В 2005 году команда учёных из Норвегии
доказала, что мозг млекопитающих содержит особые клетки — grid-нейроны,
которые начинают активно работать, когда животное находится в конкретных
местах пространства. Тогда эксперименты проводились на крысах.
Недавно американцы заинтересовались этим
же вопросом: Джошуа Джейкобс (Joshua Jacobs) и его коллеги из
университета Дрекселя в Филадельфии решили выяснить, есть ли у человека
такие же специфические нейроны.
Вообще, во время перемещения в
пространстве активизируются три типа клеток: нейроны направления
(работают, когда мы выбираем направление), нейроны места ("зажигаются",
когда мы находимся в определённой точке) и те самые grid-нейроны,
которые также иногда называют "координатными нейронами" или "нейронами
координатной сетки".
Запись активности grid-нейронов при перемещении крысы в замкнутом пространстве (иллюстрация Torkel Hafting/Wikimedia Commons).
Grid-нейроны посылают сигнал нейронам
места, а затем обе группы клеток посылают сигналы гиппокампу — участку
головного мозга, регулирующему переход кратковременной памяти в
долговременную. Вся эта система ответственна за то, чтобы животное не
заблудилось.
Наличие первых двух типов клеток у
человека было доказано почти сразу, но с grid-нейронами возникли
сложности: ранее имелись лишь косвенные свидетельства их существования в
человеческом мозге.
Джейкобс и его команда провели
эксперимент с участием 14 добровольцев. В головной мозг испытуемых уже
были вживлены специальные электроды. Изначально они предназначались для
лечения эпилепсии, но и для данного исследования оказались полезны.
Участникам эксперимента предложили
сыграть в компьютерную игру, где они ездили на виртуальном автомобиле и
запоминали локации различных объектов. Параллельно учёные следили за
нейронной активностью испытуемых. После того как игроки освоились в
виртуальном пространстве, их попросили вновь определить местоположение
собранных предметов. Артефакты при этом оставались невидимыми до тех
пор, пока игрок не приближался к нужной локации.
Человек, который постоянно теряется,
далеко не всегда глупее того, кто с лёгкостью ориентируется на
местности. Просто у них по-разному работают навигационные нейроны (фото
Peter Ward).
Виртуальная реальность была избрана не
случайно: в обычной жизни человек бы использовал естественные ориентиры,
из-за чего могли бы активизироваться другие клетки мозга, а в
компьютерной игре добровольцам пришлось самостоятельно составлять
мысленную карту местности, "зажигая" строго определённые нейроны.
Когда мы передвигаемся в пространстве,
то нашу траекторию можно разбить на треугольники, соединённые друг с
другом углами. Grid-нейроны активизируются лишь тогда, когда мы
достигаем угла воображаемого треугольника. Когда испытуемые играют в
компьютерную игру, это видно довольно отчётливо.
В ходе испытания исследователи заметили,
что у добровольцев активизировались клетки в энторинальной коре
(ответственна за память и навигацию) и передней поясной коре (участвует в
процессе обучения) головного мозга — так же, как и у животных.
Интересно, что учёные увидели и отличие:
только у людей "зажигались" нейроны префронтальной коры, которая
ответственна за формирование новых эпизодических воспоминаний, связанных
с конкретным местом и временем.
Джейкобс считает, что после ещё
нескольких этапов данного исследования можно будет говорить о разработке
лекарства, стимулирующего работу навигационных нейронов. Это поможет
людям не только справиться с проблемами ориентации в пространстве, но и
параллельно улучшить некоторые функции мозга для профилактики
дегенеративных заболеваний. К примеру, ненормальная активность нейронов
энторинальной коры провоцирует появление болезни Альцгеймера.
О результатах работы Джейкобса и его коллег можно почитать в журнале Nature Neuroscience.
|