Мнение Новикова насчет конца света В числе астрономических аргументов сторонники так называемой "новой хронологии" используют попытки датирования "гороскопа Апокалипсиса". Тема эта достаточно обширна и при подробном изложении заняла бы целую книгу. Однако будет достаточно и небольшого разбора новохронологических потуг, чтобы читатель получил вполне ясное представление о данном предмете. Апокалипсис - это особый жанр религиозной литературы. Слово это означает "откровение". Бог открывает нечто отдельным мудрым мужам, которые рассказывают миру о том, что совершается в глубинах истории, какие силы управляют миром, к чему идет человечество и вся Вселенная. Писатели-апокалиптики изображают увиденное ими "в духе" с помощью метафор, символов, аллегорий. Это связано прежде всего с тем, что видения великих тайн зачастую не могут уложиться в точные словесные формулы или же язык откровения оказывается иногда непереводим на человеческий.
Поэтому апокалипсическая литература всегда образна, она всегда связана с видениями, с некими картинами. В христианстве признается каноническим только один Апокалипсис. Автором его является апостол и любимый ученик Христа Иоанн Зеведеев больше известный как Иоанн Богослов. На иконах Иоанна обычно изображают рассказывающим о своих видениях ученику Прохору, который их записывает. Принято считать, что Апокалипсис (Откровение Иоанна) был создан не раньше начала гонений при Нероне в 64 году и не позже правления Домициана, то есть 96 года. Место написания Откровения называется в самой книге - остров Патмос, куда Иоанн Богослов был сослан за проповедь Евангелия. Термин "апокалипсис" впервые встречается именно в Откровении апостола Иоанна в начале первой главы. Впоследствии данное слово стало нарицательным. Древние свидетельства Новохронологи утверждают, что Апокалипсис был написан не в I веке новой эры, а якобы в Средние века. В этой связи будет нелишним напомнить некоторые свидетельства, подтверждающие традиционную датировку. По статистическим данным, собранным Институтом исследований текстов Нового Завета в Мюнстере, на 1980 год Апокалипсис Иоанна был представлен в 287 древних греческих рукописях (из них 59 в составе Нового Завета). При этом согласно таблицам Уэсткотта в X веке в Греческой церкви было не менее шести полных списков Библии, включая и Апокалипсис. Подтверждают древность откровения Иоанна и ранние свидетельства деятелей церкви начала эры. Папий Иерапольский (конец I в. - начало II в.) не только читал Апокалипсис, но и слышал проповедь апостола Иоанна. Мелитон Сардийский (середина II в.) написал сочинение "Диавол и Апокалипсис Иоанна". Дионисий Коринфский (третья четверть II в.) цитировал Апокалипсис в своих письмах. Климент Александрийский (конец II в.) причислял Апокалипсис Иоанна к числу канонических книг. Ориген (конец II в. - начало III в.) составил к Апокалипсису свой комментарий. Иустин Мученик (начало II в.) называет автором Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова. Ипполит Римский (начало III в.) написал книгу "О Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе". Цитируется Откровение Иоанна в Послании церквей Лиона и Вьена, датируемом 177 годом. Тертуллиан (конец II в. - начало III в.) признает каноническим только Апокалипсис Иоанна. Киприан Карфагенский (III в.) числил Апокалипсис в каноне Нового Завета и цитировал его. Ириней Лионский (II в.) считал Апокалипсис каноническим Писанием и много его цитировал. Ириней считал, что "Апокалипсис появился ... почти в наше время, в конце царствования Домициана" (Против ересей 5,30), а церковный историк Евсевий сообщает, что и современные ему языческие писатели упоминают о ссылке святого апостола Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове и относят это событие к 15 году царствования Домициана, то есть к 95-96 году новой эры. Несмотря на такое обилие свидетельств Апокалипсис Иоанна долгое время не включали в Библию. Связано это было прежде всего с тем, что данная книга не является богослужебной. И даже сейчас в христианской церкви Апокалипсис за литургией не читается.
Апокалиптическая литература. Первые апокалиптические тексты появились у евреев в конце периода Второго Храма, то есть около 200 года до новой эры. Среди них встречаются как канонические, так и апокрифические произведения. Самым известным из канонических откровений является Книга пророка Даниила. Сюда же можно отнести и книги других библейских пророков. Апокрифические (неканонические) апокалипсисы как правило приписывались легендарным личностям Библии: Адаму, Сифу, Симу, Еноху. Кроме того, некоторые "ветхозаветные" апокрифы были написаны явно в новозаветное время. Среди древних апокалипсисов можно назвать следующие произведения: Апокалипсис Авраама, Три книги Еноха, 1-й и 2-й апокалипсисы Иакова, Книга Елдада и Модада, 2-я и 3-я книги Баруха, 3-я книга Ездры, Апокалипсис Моисея, Откровение Чуда Зары Иакова, Гекалот Раббати, Меркаба Раба, Ламб Бокхориса. В Новом Завете помимо Откровения Иоанна апокалиптические мотивы присутствуют в Евангелиях и некоторых апостольских посланиях. Также существует достаточно большое число апокрифических христианских и псевдохристианских апокалипсисов: Пастырь Ерма, Апокалипсис Павла, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Пресвятой Богородицы (Хождение Богородицы по мукам), Первооткровение Иоанна (Слово святого Иоанна Богослова) и другие. В целом каноническое Откровение Иоанна лежит рамках подобных текстов I века (см. Ауни Д.Е. Новый Завет и его литературное окружение). Апокалипсис и канон Нового Завета Апокалипсис Иоанна был признан боговдохновенным на Западе раньше, чем на Востоке. Святые Иустин Философ, Ириней Лионский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Викторин Петтауский, блаженный Августин и другие отцы ссылались на Откровение как на книгу Священного Писания. Формально его каноничность была подтверждена Гиппонским (393) и Карфагенским (397) поместными соборами, а до этого Откровение было включено в несколько частных канонов. На Востоке Апокалипсис долгое время вызывал дискуссии. Однако и там многие авторитетные отцы Церкви признавали каноничность этой пророческой книги (святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Нисский). Примерно к VI веку каноничность Откровения в Восточной Православной Церкви была уже повсеместно принята. Боговдохновенным признают Апокалипсис следующие древние каноны: Канон Муратори (II в.), Канон Оригена (ок. 185-254 г.), Канон Евсевия Кесарийского (265-340 г.), Канон из Кларомонтанского кодекса (около 300 г.), Челтнэмский канон (ок. 360 г.), Канон Афанасия (367 г.), Канон Амфилохия Иконийского (ок. 394 г.). Толкования Откровения Иоанна Богослова Толкования на Апокалипсис возникли почти сразу же после его написания. Но самые ранние из них были устные, что неудивительно: олицетворением антихриста для христиан первых веков был император Нерон, которого и считали зверем 666. Хранить письменные толкования было опасно, но спустя некоторое время они все же появились.
Апокалипсис объясняли Мелитон Сардийский, Ориген, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин Иппонский. Наиболее авторитетное из ранних толкований принадлежит святому Андрею Кесарийскому, жившему в V веке. В нем он отвергает основные еретические лжетолкования первых веков и излагает православное понимание данной книги. Весьма ценна также Апология на Апокалипсис святого Ипполита Римского (ок. 230 г.). В новейшее время появилось так много истолковательных трудов на Апокалипсис, что число их на русском языке к концу XX века достигло нескольких сотен. Из русских трудов наиболее ценные: Жданов А.А. "Откровение Господа о семи Азийских церквах (опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса)", епископ Петр (Екатериновский) "Объяснение Апокалипсиса святого Апостола Иоанна Богослова", Никольский Н.А. "Апокалипсис и обличаемое им лжепророчество", Виноградов Н. "О конечных судьбах мира и человека", Барсов М.В. "Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса" и другие. Николай Морозов и Апокалипсис В 1907 году вышла книга Н.А.Морозова "Откровение в грозе и буре", где делается предвзятая попытка датировать Апокалипсис на основе астрологической интерпретации его образов. Морозов посчитал, что Апокалипсис был написан якобы в воскресенье 30 сентября 395 года, а его автором является будто бы Иоанн Златоуст (который, как известно, на Апокалипсис никогда в своих проповедях не ссылался). Заменяя лица, действия и картины Апокалипсиса планетами, звездами и созвездиями, Морозов широко пользуется также расплывчатыми очертаниями облаков, заменяя ими недостающие названия звезд, планет и созвездий для изображения полной картины неба в соответствии с данными Апокалипсиса. Если и облака не помогают, тогда Морозов переделывает в нужном ему смысле текст Откровения. Такое свободное обращение с текстом священной книги он оправдывает или опиской и невежеством переписчиков Апокалипсиса, "не понимавших астрономического смысла картины", или даже тем соображением, что сам писатель Апокалипсиса, "благодаря предвзятой идее", якобы делал натяжки в описании картины звездного неба. Постепенно Морозов стал строить свою очень причудливую теорию истории, смысл которой сводился к следующему: до Христа был первобытнообщинный срой и мир жил в дикости, Христос явился в IV веке новой эры и создал основы цивилизации. Иоанн Златоуст был одним из Его последователей, а все искусство и культура Древних и Средних веков - на Востоке, в Греции, в Риме - создавались в эпоху Возрождения, пророки же писали в Средневековье и т.д. И вся эта историческая абракадабра началась с толкования Апокалипсиса. Книга "Откровение в грозе и буре" почти сразу же подверглась разгромной критике специалистов (см. Бронштэн В.А. Н.А.Морозов - предтеча творцов "новой хронологии"). Однако астрономическая часть опуса в этих работах мало затрагивалась, что послужило причиной дальнейших спекуляций последователей Морозова.
Буря в стакане мутной воды По мнению Морозова написание Апокалипсиса происходило следующим образом: "С первой же главы этот неизвестный Иоанн представился мне одиноко сидящим на берегу острова Патмоса и погруженным в грустные размышления. Он ожидал вычисленного им на этот день (по употреблявшемуся тогда Саросскому циклу) солнечного затмения и старался определить с помощью астрологических соображений время страстно желаемого им второго пришествия Христа, не замечая надвигающейся сзади него грозы. Но вот внезапный свет солнца, прорвавшийся в щелевидный промежуток между двумя несущимися одна над другой тучами, вдруг вывел его из забвения и, быстро повернувшись, он увидел то же самое разгневанное солнце, смотрящее на него из-за туч, которое раз видел и я... Какое впечатление должна была произвести на него эта зловещая картина, появившаяся внезапно в тот самый час, когда он ожидал такого грозного для всех древних явления, как солнечное затмение, понять не трудно из его собственного описания. А дело осложнялось затем другим, еще неизмеримо более страшным событием - землетрясением. Он в ужасе пал на колени, и все, что было потом, стало представляться ему сплошным рядом знамений, посланных для того, чтобы он записал и истолковал их так, как подсказывало ему "божественное вдохновение", т.е. тот порыв энтузиазма, с которым знакома всякая истинно-поэтическая душа, и который он считал за отголосок мыслей бога в своей собственной душе". Здесь сразу же возникает естественный вопрос: каким образом морозовскому Иоанну удалось записать текст Откровения в полной темноте, во время затмения, в облачную пасмурную погоду, при землетрясении, сопровождавшемся грозой и бурей? Неужели перо не дрогнуло от землетрясения, и свеча не потухла от бури? Был ли Христос женщиной? Морозов и его последователи интерпретируют видения Апокалипсиса как изображение небесных светил. Причем интерпретация эта не всегда однозначная и местами довольно странная. Семь духов Божьих новохронологи представляют как созвездие Большой Медведицы, Христос объявляется Кассиопеей (!?), радуга - Млечным путем, херувим с лицом человека - Кентавром, орлоподобный херувим - Пегасом и так далее. Знаменитые четыре всадника Апокалипсиса интерпретируются как планеты, находящиеся в созвездиях: "При своем перемещении между звездами от запада к востоку каждая планета сначала замедляет свое движение, затем совершенно останавливается, затем поворачивает назад и производит так называемое попятное движение, зависящее от того, что ее перегоняет Земля. Затем планета снова делает остановку и снова бросается вперед от запада к востоку, ускорительным движением, как будто конь, прыгнувший вперед с разбега... Внешние планеты - Марс, Юпитер и Сатурн - представлялись им, как мы это и видим в древних книгах и на монетах, какими-то конями, скачущими галопом по зодиакальной полосе хрустального небесного свода, а сами зодиакальные фигуры - все эти стрельцы, козероги и водолеи (когда планета находилась как раз под которым-нибудь из них) - всадниками, севшими на этих коней..." Из дальнейшего будет видно, что в число внешних (!?) "скачущих" планет Морозов также определил и Меркурий.
Венера при этом осталась "безлошадной". Между тем Венера и Меркурий, согласно системе Птолемея, относятся к группе нижних планет, расположенных между Луной и Солнцем. Таким образом, либо эти две планеты не должны относится к "небесным коням" в силу отличия их видимого движения от петлеобразных траекторий верхних планет, либо обе эти планеты следует относить к общему "табуну", так как Венера и Меркурий некоторым ретроградным движением все-таки обладают. У Морозова же получился разнобой. Причем в число "коней" не попала самая яркая планета - Венера, но попал невзрачный Меркурий. Вслед за Морозовым теорию "гороскопа Апокалипсиса" взяли на вооружение и сторонники так называемой "новой хронологии" во главе с А.Т.Фоменко. Однако к существу этой астрологической гипотезы они ничего не добавили, и каких-либо дополнительных обоснований именно такого понимания текста Откровения новохронологами представлено не было. Реконструкция Морозова Свои видения Иоанн наблюдал в воскресный день (дословно: "день Господень"). Этот пункт Морозов кладет в календарную основу "гороскопа Апокалипсиса". Далее идут собственно астрономические соображения. Венеру ("утреннюю звезду") Морозов ставит в созвездие Змееносца, на основании сомнительного истолкования послания к Фиатирской церкви из второй главы Апокалипсиса. Другие четыре планеты находит здесь: "И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя Смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" (Апокалипсис, гл.6). Морозов отождествляет белого коня с Юпитером (?), всадника с луком - со Стрельцом, рыжего коня - с Марсом, всадника с мечом - с Персеем, вороного коня - с Меркурием (?), всадника с мерой - с Весами, бледного коня - с Сатурном (?), последнего всадника с мечом - со Скорпионом (?). "И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь" (Апокалипсис, гл.6). В пятой и седьмой печатях Морозов никаких астрономических символов найти не смог, зато в шестой, как ему показалось, обнаружилось солнечное затмение. "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд" (Апокалипсис, гл.12). Морозов посчитал, что здесь описываются Солнце и Луна, находящиеся в созвездии Девы. Под двенадцатью звездами он выводит созвездие Волос Вероники, хотя в нем звезд несколько больше. При желании можно оспорить эти произвольные отождествления или добавить другие. Например, в Апокалипсисе описывается падающая звезда - чем не комета Галлея? Или почему Меркурий объявляется темной планетой, если он ярче Сатурна? Но пока не будем придираться. Давайте рассмотрим "гороскоп Апокалипсиса" и предлагаемые новохронологами решения. Гороскоп 30 сентября 395 года Этот гороскоп предлагался Морозовым как почти единственное решение. Чтож, проверим его на прочность. День недели - воскресенье. Венера в Змееносце (как "утренняя звезда" в этот день не наблюдалась, что еще раз подчеркивает сомнительность отождествления). Юпитер в Стрельце. Марс в Овне (а тут мимо!). Меркурий в Весах. Сатурн в Скорпионе. Солнце и Луна в Деве (Луна невидима, т.к. в фазе новолуния). Затмение Солнца 30 сентября 395 года было кольцеобразное (частное), поэтому "двенадцать звезд Волос Вероники" во время затмения не могли быть видны. Следовательно, планеты также можно было наблюдать только ночью, после затмения. Однако в "гороскопе Апокалипсиса" планеты описываются до затмения. Морозов этого никак не объясняет. Впрочем, само затмение на Патмосе в этот день не могло наблюдаться, так как оно произошло примерно через два часа после заката. Гороскоп 14 сентября 1249 года Этот гороскоп рассматривался Морозовым в книге "Христос", но был отброшен как менее подходящий. Однако эта дата понравилась Фоменко: "...1249 год прекрасно согласуется с новой датировкой библейских книг, полученной в наших работах... Дата 1249 год в точности отвечает новой хронологии" (Новая хронология Греции, 1995). День недели - вторник (?!). Венера и Сатурн в Весах (все мимо!). Юпитер в Стрельце. Марс в Тельце (снова мимо!). Меркурий в Деве (опять мимо!). Меркурий и Сатурн, согласно порядку выхода "коней", не могли наблюдаться после Марса, так как в это время они уже находились за горизонтом. Солнце в Деве. Луна в Стрельце (и на этот раз мимо!). 14 сентября и в окрестности плюс-минус месяц ни солнечные, ни лунные затмения не наблюдались. Очевидно, что этот гороскоп заметно хуже предыдущего. Гороскоп 1 октября 1486 года В более поздних книгах Фоменко настаивает именно на этом гороскопе. Дата 1249 год уже не кажется ему столь прекрасной: "...астрономическая датировка Апокалипсиса 1486 годом н.э. - то есть 6994 годом в.э. - идеально соответствует его содержанию" (Математическая хронология библейских событий, 1997). Знаем мы эти "идеальные" решения! День недели - воскресенье. Венера во Льве (мимо!). Юпитер в Стрельце. Марс в Близнецах (снова мимо!). Меркурий в Весах. Сатурн в Змееносце (опять мимо!). Меркурий и Сатурн также не могли наблюдаться после Марса, по той же причине. Солнце в Деве. Луна в Скорпионе (мимо еще раз!). 1 октября и в окрестности плюс-минус месяц ни солнечные, ни лунные затмения не наблюдались. В одной из последних книг новохронологи пишут: "...[в Апокалипсисе] содержится гороскоп, который датируется однозначно (!). Другими словами, на всем историческом интервале астрономическое решение единственно (!?). Результат: гороскоп Апокалипсиса датируется 1 октября 1486 года, то есть концом XV в. н.э." (Какой сейчас век, 2002). Вот так, перемещаясь от "прекрасного" к "идеальному" Фоменко объявил свое решение единственно верным, хотя оно явно хуже морозовского.
С формальной точки зрения более предпочтительным мог бы считаться вариант Морозова, но он сомнителен в части затмения Солнца и, что еще фатальнее, не проходит по Марсу, который по хорошему-то должен быть в Персее, а оказывается довольно далеко от него - практически на границе созвездий Овна и Кита. Из этой неловкой ситуации Морозов неуклюже попытался вывернуться утверждением, что мол Солнце закрылось тучкой, а Иоанн подумал, что наступило затмение. Однако в тексте Апокалипсиса четко сказано о появлении Луны. Но если затмения не было, а Луна находилась в фазе новолуния, то как же ее можно было заметить? Далее, вместо характеристики "Марс в Персее" Морозов использует более расплывчатое "Марс под Персеем". Однако Марс в гороскопе 395 года находится вблизи границы Кита, и от Персея его отделяет целое созвездие Овна. Ничем не лучше ситуация с Марсом в вариантах Фоменко. В гороскопе 1249 года Марс находится на окраине Тельца в окружении Возничего, Близнецов и Ориона. В гороскопе 1486 года ситуация еще хуже - Марс, находящийся в Близнецах, заслоняют от Персея созвездия Возничего и Тельца. Именно поэтому в своих опусах новохронологи не приводят изображений реальной картины звездного неба, которую можно легко получить из любой современной программы-планетария. Вместо этого Фоменко подсовывает читателю собственные карандашные наброски, намеренно искажающие положение небесных объектов.
Еще один гороскоп Хотя новохронологи и утверждают, что "гороскоп Апокалипсиса" имеет только три возможных решения, однако на самом деле это далеко не так. Но прежде чем пытаться отыскать прочие решения необходимо предварительно произвести ревизию толкования образов Откровения (кони, всадники и прочее), тем более что варианты, предложенные Морозовым, неубедительны. Итак, начнем... ГИПОТЕЗА. Морозов считал, что основная часть гороскопа содержится в раскрытии семи печатей Апокалипсиса. Однако он сам и его последователи-новохронологи не смогли дать полную и правильную трактовку этих печатей. Ниже предлагается один из вариантов прочтения данного места Откровения Иоанна Богослова. Снятие первой печати "И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить" (глава 6). Венера является САМОЙ ЯРКОЙ И ОСЛЕПИТЕЛЬНО БЕЛОЙ планетой на небе, неудивительно, что Иоанн изображает ее ПЕРВОЙ. Этот конь соответствует другому белому коню из 19-й главы Апокалипсиса: И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". В приведенном отрывке ПОБЕДИТЕЛЕМ на белом коне является сам Христос ("Слово Божие"). В то же время известно, что Господь есть ЛЮБОВЬ, а Венера - богиня ЛЮБВИ, что подтверждает правильность отождествления белого коня с Венерой. Морозов предлагает считать всадника с луком созвездием Стрельца. Не будем здесь против этого возражать. Значение первой печати: Венера в Стрельце. Снятие второй печати "И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч" (глава 6). В данном случае наша гипотеза совпадает с вариантом Морозова. Марс как КРАСНАЯ планета хорошо подходит под описание. Всадника с мечом будем считать Персеем. Значение второй печати: Марс под Персеем. Снятие третьей печати "И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай" (глава 6).
Юпитер представляет собой планету, испещренную ТЕМНЫМИ полосами и пятнами. Кроме того, Юпитер, как верховное языческое божество, неизменно изображается христианскими авторами в ЧЕРНЫХ красках. Например, в 14-й главе Деяний Апостолов читаем: "Жрец же идола Зевса (Юпитера), находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой". Таким образом, Юпитер ПРЕКРАСНО соответствует образу вороного коня. Всадника с мерой, восседающего на вороном коне, опять же следуя Морозову, будем считать созвездием Весов. Значение третьей печати: Юпитер в Весах. Снятие четвертой печати "И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя Смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" (глава 6). Меркурий - ЧЕТВЕРТАЯ по яркости планета. Но она всегда показывается низко над горизонтом и для прямой видимости доступна на очень короткое время. Причем благодаря близости Меркурия к Солнцу, он выглядит как БЛЕДНАЯ точка, что затрудняет наблюдения. То есть Меркурий ИДЕАЛЬНО соответствует образу бледного коня. Вместо морозовского всадника-Скорпиона здесь предлагается Змееносец, так как о последнем всаднике сказано, что ему дана "власть над четвертою частью земли - УМЕРЩВЛЯТЬ МЕЧОМ и голодом, и мором и ЗВЕРЯМИ ЗЕМНЫМИ". Из цитаты понятно, что данный всадник должен иметь человеческий облик, а единственным созвездием, изображающим человека с животным, является Змееносец, держащий в руках ЗМЕЮ ("земного зверя"). Между тем, ЗМЕЙ в христианстве считается виновником греха и СМЕРТИ. Поэтому в 20-й главе Апокалипсиса СМЕРТЬ также как и ЗМЕЙ (он же диавол, он же дракон) ввергаются в огненное озеро. Отметим также, что ЗНАКОМ ПЛАНЕТЫ Меркурий является стилизованный ЖЕЗЛ этого греческого бога, причем ВОКРУГ ЖЕЗЛА обвиваются ЗМЕИ. Значение четвертой печати: Меркурий в Змееносце. Снятие пятой печати "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?