Сущность это то, что непосредственно принадлежит вам, то, с чем вы родились и на что вы всегда можете надёжно опереться в самые трудные минуты вашей жизни. Личность – это то, что привито и привнесено в вас другими, то, за счёт чего осуществляется вся система манипулирования человеческим сознанием и чувствами.
Личность это нечто чуждое в нас, она навязана нам извне и обретается нами по мере угнетения сущности.
Гурджиев, говоря о свободе воли и предопределённости в жизни человека, многократно подчёркивал, что “судьба существует, но не для всякого человека. Большинство людей отделены от своей судьбы; они живут только под властью случайности.
Судьба – это результат влияния планет, которые соответствуют типу человека.
Но судьба связана только с одной частью человека, а именно с его сущностью.
Следует понять, что человек состоит из двух частей: сущности и личности.
Сущность – это то, что является для человека собственным.
Личность – то, что является для человека “чужим”.
“Чужое” означает то, что пришло извне, чему он научился, что в нём нашло своё отражение, т.е. следы внешних влияний, оставшиеся в памяти и в ощущениях, выученные слова и движения, вся совокупность стереотипов поведения и убеждения, чувства, созданные подражанием, - всё это “чужое”, всё это личность.
Маленький ребёнок ещё не имеет личности. Он представляет собой то, что есть в действительности.
Он и есть сущность.
Его желания, вкусы, то, что он любит, и то, чего не любит, выражают его подлинное существо. Он ещё не научился притворяться
Сущность – это истинное в человеке; личность – это нечто ложное.
Но пропорционально росту личности сущность проявляется всё реже, всё слабее; и очень часто случается, что сущность останавливается в своём развитии в очень раннем возрасте и более не растёт.
И нередко бывает так, что сущность взрослого человека, даже весьма интеллигентного и “образованного” в обычном смысле слова, останавливается на уровне ребёнка пяти или шести лет.
Культура создаётся личностью; но в то же время личность представляет собой продукт и плод культуры.
“Мы не понимаем, что вся наша жизнь, всё то, что мы называем цивилизацией, наукой, философией, искусством и политикой, создано личностью людей, их эго, т.е. “чужим” элементом в них”.
Гурджиев утверждал, что очень важный момент в работе над собой наступает лишь тогда, когда человек начинает делать подлинное различие между своей личностью и сущностью.
Подлинное “я” человека, его индивидуальность произрастает только из его сущности.
Индивидуальность человека – это его сущность, выросшая и зрелая.
Но чтобы дать сущности возможность расти, необходимо прежде всего ослабить постоянное давление, которое оказывает на неё личность, потому что сопротивляется росту сущности именно личность”.
Карен Хорни, одна из наиболее выдающихся представителей психоаналитической школы женской психологии, также пришла к разграничению между сущностью и личностью человека.
По её убеждению, каждый ребёнок обладает от рождения своим уникальным жизненным потенциалом, составляющим основу его “реального я” основу для развития его сущности, актуализация и воплощение которой и могло бы принести ему ощущение исполненности и счастья.
В ранний период своего развития ребёнок как никогда нуждается в любви и приятии для того, чтобы изначальная связь со своим подлинным центром не была бы нарушена, а напротив обрела бы устойчивый целостный характер.
Но болезненные столкновения с непониманием, неприятием и раздражением со стороны родителей и ближайшего социального окружения, порождает в ребёнке ощущение своей незащищённости, покинутости, ненужности.
В свою очередь подобное ощущение отвергнутости создаёт определённый уровень базальной тревоги и страха и включает в нём механизмы виртуальной адаптации.
Он может принять решение о смирении или соглашательстве и начать движение к людям;
может принять агрессивное или экспансивное решение и начать движение против людей;
или же может принять решение об отчуждении, уходе от людей.
Таким образом, чтобы обрести ощущение своей целостности, ребёнок делает упор на одной из перечисленных стратегий и становится в основном смиренным или агрессивным, или отчуждённым от людей.
Пытаясь компенсировать недостаток любви и снизить общий уровень базальной тревоги, ребёнок с помощью воображения создаёт “идеальный образ самого себя” и, в зависимости от выбранной стратегии, наделяет его неограниченной силой, властью и невероятными способностями.
Идеальный образ смиренного типа строится на предвосхищении ожиданий окружающих, их комплиментарном “отзеркаливании”, в котором полностью утрачивается ощущение себя самого.
Ценность твоей личности полностью определена извне, тем как к ней относятся другие. Здесь всячески культивируются набор таких чудесных качеств как доброта, отсутствие эгоизма, щедрость, уступчивость, святое благородство, сострадательность.
Став взрослым, он всячески стремится добиться расположения и одобрения со стороны окружающих и убежден, что если он будет смиренным, любящим, будет избегать гордыни и не гнаться за славой, то судьба и другие люди будут милостивы к нему.
Цели, черты характера и ценности тех, кто в детстве избрал стратегию внешней экспансии, прямо противоположны всему вышеперечисленному у “смиренных и уступчивых”.
Не любовь привлекает их, а господство. Им отвратительна беспомощность, они стыдятся страдания и нуждаются в успехе, всеобщем поклонении и признании.
Им, как и герою бальзаковской новеллы “Награждён”, жизненно необходимо, во что бы то ни стало, идти “во главе”.
Любая жизненная ситуация в социуме, на работе или дома является для них ареной для доказательства собственного превосходства, исключительности, особенности, магнетичности.
В случае жизненной неудачи или неустроенности вовне, - в семье или социуме, они часто и охотно уходят в эзотерику, где уже с первых же шагов прямо или косвенно дают понять окружающим о своих особых доверительных отношениях с Богом, Существованием, Целым.
Тот, чья главная стратегия – уход от людей, не гонится ни за любовью, ни за господством, а поклоняется свободе, покою и самодостаточности.
Чтобы избежать зависимости от окружения, он старается подчинить себе свои внутренние порывы и довольствоваться малым.
Его сделка с судьбой состоит в том, что если он не будет сам ничего просить у людей, то и люди его не побеспокоят; если он не будет ни к чему стремиться, то и не потерпит неудачи; не будет ничего ожидать, то не будет и разочарован.
Он считает, что тем самым имеет право на то, чтобы другие не лезли в его частную жизнь, не ждали от него ничего и не беспокоили его, имеет право быть освобождённым от необходимости зарабатывать на жизнь и от ответственности.
Он сверхчувствителен к всякого рода влиянию, давление, принуждению или узам любого рода.
Поэтому стремится во всех отношениях поддерживать должную дистанцию, которая бы его не к чему не обязывала, не обременяла...
Пуще огня боится оказаться рабом той или иной привязанности.
Казалось бы совершенно противоположные стратегии тем не менее содержат в своей основе один объединяющий их элемент – изначальное неприятие своего реального я.
Именно в стремлении к идеальному совершенству заключается величайшее препятствие для переживания существующего совершенства, которое уже есть.
В действительности же мы всегда проявляем себя в виде актуального Собственного Я.
Это тот человек, которым мы являемся, в котором перемешаны сила и слабость, здоровье и невроз.
Самоактуализация возможна лишь в реальности и может быть основана лишь на приятии реального потенциала.
Попытка же во что бы то ни стало сделать актуальным Идеальное Собственное Я вносит расщепление и отчуждение от реальности, отвлекая на себя всю существующую в человеке энергию.
Ненависть к себе – конечный продукт внутрипсихических стратегий защиты, каждая из которых имеет тенденцию увеличивать наше ощущение неудачи и собственной никчёмности.
Ненависть к себе – по своей сути ярость, которую идеальное Собственное Я испытывает к актуальному Собственному Я за то, что оно не такое “как Надо”.
Люди ненавидят и презирают себя с той же силой и с той же иррациональностью, с какой себя идеализируют.
Богоподобное существо обречено ненавидеть своё актуальное существование.
И именно здесь пролегает величайшая трагедия человеческого сознания...
В стремлении к Бесконечному и Абсолютному Совершенству человек начинает разрушать себя.
И эта неистребимая и всепроникающая ненависть к себе в основном носит бессознательный характер, так как она слишком болезненна, чтобы с ней встретиться открыто.
“Мне потребовались годы, чтобы понять, что деструктивность, связанная в характере, - не что иное, как ярость, которую испытывает человек из-за своего разочарования в жизни и отсутствия любви... Стремление к разрушению – это только реакция на разочарование в любви или её утрату”
Вильгельм Райх
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что мысли, которые мы заимствуем у других, дают нам личность, а знание, к которому мы приходим изнутри, даёт нам индивидуальность. Личность – фальшива; индивидуальность подлинна. Личность заимствована; индивидуальность, ваша реальность, ваша истинность не может быть заимствованной. Никто не может вам сказать, кто вы такой. Вы сами должны углубиться в свою сущность. Нужно пройти много слоёв личности, фальшивой личности, прежде чем вновь обретёшь себя.
Медитация помогает вам восстановить вашу подлинную природу вашу целостность, развить вашу природную интуицию, воссоздать подлинное доверие к своей сущности. Вы становитесь всё более и более зрелым по мере того, как оказываетесь всё менее и менее ментально и эмоционально зависимым.
Вся подлинная медитативная работа осуществляется на фоне общего физического и психического расслабления и постепенно к вам придёт понимание, что нет необходимости бороться с самим собой, всё самое важное внутри вас самих осуществляется без усилия. Борьба и волевое усилие свойственно социуму, внутри себя самого незачем и не с кем бороться. Всё актуальное сознание – это и есть вы сами. И когда некий фрагмент сознания пытается волевым усилием навязать программу преобразований для всего целого, ничего кроме дополнительного расщепления в сознании вы не получите, - это всё равно что левая рука будет бороться с правой.
Только путём приятия и глубокого постижения этой непреходящей истины можно обрести мир внутри себя самого.
ХОЧУ ДОБАВИТЬ ....
из всего многообразия существующих на этой планете эзотерических и оккультных школ лишь еденицы дают знания о том как работать с сущностью.
Каково цель воплощения сущности в этом ...
что её удерживает в этом ВРАЖДЕБНОМ ДЛЯ НЕЁ МИРЕ...
(вибрации сущности и этого мира несопоставимы...)