Терминологические маневры закончились, все согласны -
кризис. Вещи
названы правильными словами. Очередь за правильным пониманием смысла и
за делами...
Глобальный кризис действует на сознание
интеллектуала как ушат холодной воды. Из стороннего наблюдателя мировой
драмы он вдруг, помимо своей воли, становится её непосредственным
участником. Лавина нерешённых проблем и конфликтов готова, кажется, в
любой момент рухнуть на уютный его мирок, сметая со своего пути и
мнимое благополучие, и планы на
будущее, и,
возможно, само это будущее. Тут уж не до сантиментов. Тут — либо ты,
либо тебя. Ситуация — как, впрочем, и сам глобальный кризис —
уникальная, не описанная ни в каких
учебниках.
Во-первых, сакраментальные вопросы "кто
виноват?" и "
что делать?"
перемещаются для нас из области абстрактного сострадания к нуждам
других людей в куда более жесткую и конкретную плоскость личного
выживания.
Во-вторых, начинает живо волновать
природа происходящего. Официальное объяснение кризиса как пусть и
серьезного, но всего лишь технического сбоя в системе глобального
мироустройства почему-то не устраивает. Инстинкт самосохранения
подсказывает: "чёрт" куда страшнее, чем его малюют. Возникает недоверие
к дружным эскападам мировой прессы (и стоящей за нею мировой элиты) —
мол, "всё под контролем" и для преодоления "технического сбоя"
достаточно подкрутить кое-какие гайки, на худой конец, подлатать и
подновить мировую систему управления….
В-третьих,
современник, как никогда, боится ошибки. Диагноз земной беды должен
быть совершенно точным. И скорым. Времени и сил на "вторую попытку"
может и не быть. В этом контексте новое понимание сущности и причин
хронической болезни человечества вообще и нынешнего её обострения
(глобального кризиса), в частности, вызывает у нас не страх и
предубеждение, не рассудочный протест и отторжение, как это было в не
столь уж далеком прошлом, а живой отклик и неподдельный интерес, что
ускоряет
эволюцию современного
человека во много раз.
Кто довел
планету до её нынешнего упадка? Рыбы, птицы, звери? Или, может быть,
"зеленые человечки", созданные нашим воспаленным воображением с тайным
упованием на некий "
высший
разум", который в последний момент, якобы, вмешается и всё
исправит?
Мы отвечаем на этот вопрос просто — так,
как ответил бы и ребёнок, если бы его не сбивала с толку рациональная
школа: АВТОР МНОГОМУ — ЧЕЛОВЕК.
С точки зрения
духовных достижений человеческой культуры, ход мировой истории
определяется не только сменой формаций, не только столкновением
религий, идеологий, интересов и амбиций, даже не научно-техническим
прогрессом, а… так же духовным состоянием человека. Точнее — степенью
его человечности: и каждого человека в отдельности, ибо каждый —
вселенная собирательно всего человечества, единого организма,
состоящего из шести миллиардов живых
"людей-клеток".
В основании любого: как самого
простого, так и самого сложного — земного явления или процесса, перед
которым зачастую почтительно склоняется
разум,
лежит сам этот наш разум, а под ним, много глубже — исходное намерение
человека: доброе или злое, праведное или лживое, должное или
недолжное.
Следовательно, и корни нынешнего кризиса
следует искать не только в просчетах
политиков и специалистов, а в тех базовых побуждениях лжи,
насилия и порока, на которых испокон века зиждется цивилизация.
Полюбопытствуйте — разберите на части любое явление нашей жизни, и там,
в самом его основании вы найдете исходную причину: алчность или обман,
зависть или злобу, страх или боль, невежество или
догматизм.
Проблема усугубляется с каждым днём еще и потому,
что нерациональное использование природных ресурсов, ведет к
исчезновению лесов, обезвоживанию почвы, отсутствию чистой воды и
атмосферы, а также резкому спаду численности рыб и других видов. В
результате "экологический долг" человечества перед природой ежегодно
увеличивается на $4-4,5 трлн. долларов, что вдвое превышает
предполагаемую сумму, которую теряют финансовые институты из-за
настоящего кризиса. Эта цифра взята из документа ООН, в котором была
подсчитана экономическая ценность услуг, которые человечество получает
от разрушаемых ежегодно экосистем. Не зря Всемирный фонда дикой природы
(WWF) предупреждает, что к 2030 году человечеству понадобятся две
планеты для удовлетворения своих потребностей в природных и пищевых
ресурсах. Подробнее Глобальный кризис: что
делать?
Вывод: как духовное едино по
отношению к физическому, так и грозящий нам гибелью мир может быть
изменен в комплексе, одной из составляющих является — ИЗМЕНЕНИЕ
СЕБЯ.
Очевидно, что решение глобальных проблем взаимосвязано с
выбором
модели «Человек». Можно выделить следующие
модели:
- религиозная,
- сексуальная,
- материальная,
- творческая,
- корреляционная,
- этимологическая,
- чувственная,
- осмысленная.
В той или иной мере первые пять полностью или
частично использовались на протяжении истории человечества. В настоящее
время, главное направление междисциплинарной отрасли знания
в области
международных отношений и мировой политики (глобалистики)
соответствует материальной модели. Последние три (этимологическая,
чувственная, осмысленная) модели не развиваются. Это означает тупиковый
подход глобалистики и первоочередную необходимость обратить внимание на
следующее
- новое
развитие языка или средств общения и передачи
опыта,
- новые подходы в изучение
непосредственно-чувственной ориентировки в окружающем мире в процессе практической
деятельности людей,
- новый шаг в понимании процессов
мышления человека,
Это качественно изменит
современное состояние глобальных проблем, стоящих перед нами. Данное
направление подробно рассматривается на Аллига Тэр, в частности,
образование в Колледже "
работа, мир и управление нервной
системой".
Заключение: Сейчас не время для
экспромтов. Вопрос состоит в содержательном и уверенном
использовании накопленного опыта. Кризис и нужда в модернизации не
оставляют
нам выбора: сейчас время и бремя энергичных
действий.