| 
				
			  Святой Августин считал, что знание 
приносит радость, а просвещенные люди говорили, что образование – это 
путь, по которому можно привести народ к счастью. Трудно вычислить, 
насколько более счастливыми делает нас образование, но есть 
свидетельства того, что высокий образовательный уровень положительно 
сказывается на здоровье и продолжительности жизни.
 "Каждый год дополнительного обучения увеличивает на полтора года 
продолжительность жизни по достижении 35 лет". "Смертность среди людей 
со средним образованием на 54% выше, чем среди людей с высшим". "По 
достижении возраста 25 лет, у людей, имеющих законченное высшее 
образование, продолжительность жизни на семь лет выше, чем у имеющих 
среднее образование". Таковы некоторые из выводов, к которым пришли 
авторы недавних исследований о влиянии образования на жизнь человека. Многие исследователи, представляющие разные сферы деятельности и 
разные страны, анализировали влияние уровня образования и пришли к 
выводу и тесной связи между образованием и здоровьем. "Существуют 
огромные различия в таких показателях как продолжительность жизни, 
смертность или депрессивность среди людей с различным уровнем 
образования", - считает Адриана Льерас-Муней (Adriana Lleras-Muney), 
профессор экономики в Калифорнийском университете, проводившая 
исследования взаимосвязи между здоровьем людей и их образовательным 
уровнем в США и других странах американского континента. 
 И это наблюдается не только по одну сторону Атлантики. Несколько лет 
 тому назад ученые из Института Гранады опубликовали доклад с целью 
перераспределения медицинского обслуживания, где указывалось, что люди с
 более низким образовательным уровнем реже посещают врачей. А взаимосвязь между продолжительностью обязательного школьного 
обучения и продолжительностью жизни, которую обнаружила Льерас-Муней в 
США и Доминиканской Республике, описывается также в аналогичных 
исследованиях, проведенных в Швеции, Дании, Англии и Уэльсе. Почему? Как продолжительность обучения влияет на продолжительность 
жизни? Директор стэндфордского Центра изучения долголетия Лаура 
Карстенсен (Laura Carstensen) заявила, что люди с более высоким уровнем 
 образования получают более высокооплачиваемые должности, требующие 
меньшей физической нагрузки и доставляющие большее удовольствие. Они 
проживают в более безопасных районах, ведут более здоровый образ жизни и
 менее подвержены стрессу. Хавьер Салинас (Javier Salinas), заведующий кафедрой экономики и 
финансов в мадридском Автономном университете, исследовавший взаимосвязь
 между образованием и индивидуальным благосостоянием, поясняет, что 
теория человеческого капитала рассматривает образование в качестве 
капиталовложения в личное благосостояние, поскольку оно увеличивает 
шансы на рынке труда, сохранить рабочее место, получить продвижение по 
службе и повышение зарплаты. Оно также сокращает время на выполнение 
рутинных заданий и расширяет участие в принятии важных решений, оказывая
 положительное влияние на здоровье. С совершенно иной точки зрения рассматривает вопрос Мануэль Мартин 
Лоэчес (Manuel Martín Loeches), заведующий отделом познавательной 
нейронауки в центре UCM-ISC3 по изучению эволюции и поведения человека. 
 Он утверждает, что в нашей цивилизации людям с образованием удается 
добиться положительных изменений в социальном и биологическом плане, 
потому что образование предоставляет более широкие возможности для 
решения жизненных проблем, лучшего трудоустройства, больших доходов и 
лучшего социального положения. "Все это очень важно, потому что мы 
существа в высшей степени социальные, и если у тебя хорошее положение в 
 группе, то ты найдешь себе лучшую пару, обладающую хорошим здоровьем, а
 это в свою очередь даст обильное и здоровое потомство". Адриана Льерас-Муней считает, что люди с более высоким 
образовательным уровнем обладают и большим доступом к информации и, как 
 следствие, первыми узнают о научных новинках и медицинских 
рекомендациях. "Они первыми узнали о вреде табака, а также о том, 
насколько важно пристегивать ремень безопасности в автомобиле. Кроме 
того, они быстрее воспринимают информацию, им легче осознать новые 
веяния и изменить свое поведение, потому что они хотят сохранить свое 
здоровье и продолжать наслаждаться радостями жизни (активный досуг, 
отношения с другими людьми и т.д.), которые, по их мнению, того стоят", -
 продолжает исследователь. Однако все эти экономические и социальные доводы о том, что благодаря
 образованию мы живем дольше и лучше, похоже, теряют убедительность в 
свете исследования долголетия, проведенного неврологом Дэвидом Сноудоном
 (David Snowdon) среди группы монахинь. Все они поступили в монастырь в
 возрасте около 20 лет и до конца своих дней жили на одни и те же 
средства, в одной и той же обстановке, с тем же самым рационом, одними и
 теми же повседневными обязанностями, пользовались одними и теми же 
медикаментами. Сноудон отметил, что монахини, имевшие более высокий 
образовательный уровень при поступлении в монастырь (исследователь 
составил свое представление об этом по знанию грамматики, орфографии, 
сложности фраз, которые они использовали при написании автобиографий, 
когда принимали постриг), жили лучше, дольше и в меньшей степени были 
подвержены болезни Альцгеймера. Одно из объяснений приведенных данных заключается в том, что люди с 
более высоким уровнем образования поддерживают мозг в постоянной 
активности, обновляют свои нейроны и легче переносят процесс старения. 
Однако есть и те, которые объясняют это процессом естественного отбора: 
 не образование меняет людей, делая их более здоровыми и продляя им 
жизнь, а те, кто рождаются более умными и здоровыми, в итоге получают 
лучшее образование. Так что же все-таки было вначале: яйцо или курица? Что бы ни было первопричиной, все признают наличие очевидной связи 
между уровнем образования, материальным благосостоянием, уровнем 
смертности и состоянием здоровья людей. Как считают многие 
исследователи, именно отсюда вытекает прямая взаимосвязь между уровнем 
образования и удовлетворением - физическим и умственным, которую 
выражают формулой "чем выше образование, тем больше счастье". Некоторые 
 объясняют биологическими реакциями организма: когда человек учится, он 
 получает удовольствие, поскольку сам процесс обучения стимулирует 
выработку дофамина, нейромедиатора, вызывающего чувство удовольствия и 
активизирующего нейроны, что, в свою очередь, положительно сказывается 
на умственном состоянии. Некоторые связывают образование со счастьем, 
заявляя, что обучение - это всегда вызов, а преодоление трудностей 
является стимулом, который положительно воздействует на человеческий 
мозг и вызывает чувство удовлетворения. Исходя из своих наблюдений, профессор Льерас-Муней утверждает, что 
люди с более высоким уровнем образования обладают большими способностями
 планировать свое будущее и управлять своими эмоциями, так что в итоге у
 них складываются более успешные и полноценные отношения с окружающими:
 уровень разводов и депрессивных настроений среди них значительно ниже,
 отмечает она, что в итоге может привести к повышению уровня их 
удовлетворенности. "Если под большей образованностью понимается развитие
 способностей и навыков по решению проблем, то наверняка в долгосрочной
 перспективе это будет означать и большее удовлетворение, поскольку эти
 навыки позволят эффективно противостоять неожиданным жизненным 
ситуациям и тем сложностям, которые ставит перед ними 
действительность", - считает Габриэла Топа (Gabriela Topa), профессор 
социальной психологии и психологии организаций Национального 
университета заочного образования (UNED). Но при этом она отмечает, что
 речь идет не о прямой взаимосвязи - "образование никому не гарантирует 
того, что он будет счастливым", а о косвенной: "Если у тебя больше 
способностей и средств, то ты сможешь лучше прожить жизнь во всех ее 
проявлениях, включая сложности, болезни и смерть". Хавьер Салинас обращает внимание на то обстоятельство, что 
соотношение образование-счастье не является механическим и не всегда 
работает. "Образование расширяет ту совокупность благ, которыми может 
пользоваться человек, так что чем выше образовательный уровень, тем выше
 способность оценки ценностей, творческой и стимулирующей деятельности,
 тем выше благосостояние. Но уровень образования неуклонно рос после 
Второй мировой войны, и несмотря на это, люди ощущают все более высокий 
 уровень субъективного благосостояния", - считает ученый. По его мнению,
 объяснение состоит в том, что более высокий образовательный уровень 
может дать больше возможностей, но при этом может также и вызвать рост 
человеческих запросов и превратиться, таким образом, в источник 
неудовлетворенности. "Если в силу высшего образования у тебя завышенные 
 пожелания по отношению к твоему статусу, работе и отношениям с 
окружающими людьми, и эти пожелания не исполняются, то ты почувствуешь 
неудовлетворенность. Соответственно, то счастье, которое тебе может дать
 образование, в значительной степени будет зависеть от тех ожиданий, 
которые ты возлагаешь на отдачу от образования", - указывает Салинас. С точки зрения нейронауки, Мануэль Мартин Лоэчес поясняет, что, хотя 
 образование и обеспечивает более крепкое здоровье, лучшее 
благосостояние и предоставляет больше рациональных инструментов для 
того, чтобы быть счастливыми, при этом оно не является гарантией всего 
этого, поскольку не в состоянии изменить естественную эволюционную 
тенденцию людей, которая заключается в том, чтобы выше ценить 
отрицательное, чем положительное. Именно эта черта в течение 
тысячелетий обеспечивала выживание рода человеческого. Петра Перес Алонсо-Гета (Petra M. Pérez Alonso-Geta), антрополог и 
заведующая кафедрой теории образования в университете Валенсии, считает,
 что с антропологической точки зрения чисто человеческой отличительной 
 особенностью является всеобщее и не имеющее четкого выражения 
стремление к счастью. "Человек хочет быть счастливым, независимо ни от 
чего, и каждый считает, что какая-то вещь сделает его счастливым, но 
когда он ее достигает, то выясняется, что она ему уже не нужна, и он 
стремится к другой форме счастья. Но все дело в том, что ничто не может
 обеспечить вечного счастья, лишь какие-то отдельные моменты полноты 
ощущений и расцвета сил. Ведь счастье - это весьма личное ощущение, 
которое испытываешь по мере того, как твои желания начинают 
соответствовать окружающей действительности", - поясняет он. В качестве
 примера ученый приводит убежденность его студентов в том, что они 
станут счастливыми, когда закончат учебу и получат работу. Однако 
потом, получив работу, они тут же начинают думать о том, что работа 
должна была бы быть другой, и вот тогда они были бы по-настоящему 
счастливыми, "поскольку наши желания всегда опережают 
действительность". Но даже если обретение счастья будет зависеть 
исключительно от каждого отдельно взятого человека, Перес Алонсо-Гета 
подчеркивает, что существуют факторы обстоятельства, которые помогают 
его достичь, как, например, хорошее здоровье или образование. 
"Образование не преследует в качестве главной на обретение счастья, но 
оно подготавливает тебя к жизни и помогает выйти за пределы 
повседневности, ставить перед собой задачи и выстраивать настоящее для 
их выполнения. И когда ты достигаешь этих целей, ты чувствуешь полноту 
ощущений. Образование помогает тебе понять, что счастье - это цель, 
которая не зависит от других. Это нечто такое, что можешь пережить 
только ты и именно ты можешь наметить шаги к достижению этой цели. Кроме
 того, это дает тебе дополнительные возможности для эстетического и 
интеллектуального наслаждения, вызывающие положительные ощущения и 
способствующие общему благополучию", - подытоживает исследователь. Позиционная ценность Исследования соотношения между образованием и благополучием, 
проведенные Хавьером Салинасом, свидетельствуют о том, что не все 
обладают равными возможностями получения образования: разные возможности
 у мужчин и женщин, у людей из разных социальных слоев. "В то время как
 образование само по себе оказывает положительное влияние на социальное
 положение женщин и их удовлетворенность жизнью, мужчины скорее 
рассматривают его как орудие и получают удовлетворение от образования 
посредством улучшения повышения своего профессионального статуса и 
продвижения по работе", - считает заведующий кафедрой экономики и 
финансов в мадридском Автономном университете. И добавляет, что степень удовлетворенности, которую дает образование,
 зависит от социальной среды, в которой обитает человек. "Образование 
тесно связано с пониманием счастья в менее развитых странах, в то время 
 как в странах с более высоким доходом на душе населения эта связь не 
столь ярко выражена или даже имеет отрицательный характер", - отмечает 
Салинас. Потому что, как и в случае с богатством, образование 
представляет собой позиционную ценность. Соответственно, в тех странах, 
 где очень мало людей с высшим образованием, те, кто его имеют, 
находятся в привилегированном положении по отношению к остальным, что 
положительно сказывается на их благополучии и удовлетворенности. А в 
странах, где уже многие имеют высшее или среднее образование, это 
обстоятельство уже не так сильно влияет на их социальный статус. "И в 
развитых странах степень удовлетворенности от образования различная у 
людей с низкими и средними или высокими доходами. В этих странах больше 
 людей, имеющих высшее или среднее образование, и это достижение уже не 
 ценится столь высоко и не имеет столь решающего значения", - добавляет 
 он. Дополнительные материалы:
 
 
 |