Святой Августин считал, что знание
приносит радость, а просвещенные люди говорили, что образование – это
путь, по которому можно привести народ к счастью. Трудно вычислить,
насколько более счастливыми делает нас образование, но есть
свидетельства того, что высокий образовательный уровень положительно
сказывается на здоровье и продолжительности жизни.
"Каждый год дополнительного обучения увеличивает на полтора года
продолжительность жизни по достижении 35 лет". "Смертность среди людей
со средним образованием на 54% выше, чем среди людей с высшим". "По
достижении возраста 25 лет, у людей, имеющих законченное высшее
образование, продолжительность жизни на семь лет выше, чем у имеющих
среднее образование". Таковы некоторые из выводов, к которым пришли
авторы недавних исследований о влиянии образования на жизнь человека. Многие исследователи, представляющие разные сферы деятельности и
разные страны, анализировали влияние уровня образования и пришли к
выводу и тесной связи между образованием и здоровьем. "Существуют
огромные различия в таких показателях как продолжительность жизни,
смертность или депрессивность среди людей с различным уровнем
образования", - считает Адриана Льерас-Муней (Adriana Lleras-Muney),
профессор экономики в Калифорнийском университете, проводившая
исследования взаимосвязи между здоровьем людей и их образовательным
уровнем в США и других странах американского континента.
И это наблюдается не только по одну сторону Атлантики. Несколько лет
тому назад ученые из Института Гранады опубликовали доклад с целью
перераспределения медицинского обслуживания, где указывалось, что люди с
более низким образовательным уровнем реже посещают врачей. А взаимосвязь между продолжительностью обязательного школьного
обучения и продолжительностью жизни, которую обнаружила Льерас-Муней в
США и Доминиканской Республике, описывается также в аналогичных
исследованиях, проведенных в Швеции, Дании, Англии и Уэльсе. Почему? Как продолжительность обучения влияет на продолжительность
жизни? Директор стэндфордского Центра изучения долголетия Лаура
Карстенсен (Laura Carstensen) заявила, что люди с более высоким уровнем
образования получают более высокооплачиваемые должности, требующие
меньшей физической нагрузки и доставляющие большее удовольствие. Они
проживают в более безопасных районах, ведут более здоровый образ жизни и
менее подвержены стрессу. Хавьер Салинас (Javier Salinas), заведующий кафедрой экономики и
финансов в мадридском Автономном университете, исследовавший взаимосвязь
между образованием и индивидуальным благосостоянием, поясняет, что
теория человеческого капитала рассматривает образование в качестве
капиталовложения в личное благосостояние, поскольку оно увеличивает
шансы на рынке труда, сохранить рабочее место, получить продвижение по
службе и повышение зарплаты. Оно также сокращает время на выполнение
рутинных заданий и расширяет участие в принятии важных решений, оказывая
положительное влияние на здоровье. С совершенно иной точки зрения рассматривает вопрос Мануэль Мартин
Лоэчес (Manuel Martín Loeches), заведующий отделом познавательной
нейронауки в центре UCM-ISC3 по изучению эволюции и поведения человека.
Он утверждает, что в нашей цивилизации людям с образованием удается
добиться положительных изменений в социальном и биологическом плане,
потому что образование предоставляет более широкие возможности для
решения жизненных проблем, лучшего трудоустройства, больших доходов и
лучшего социального положения. "Все это очень важно, потому что мы
существа в высшей степени социальные, и если у тебя хорошее положение в
группе, то ты найдешь себе лучшую пару, обладающую хорошим здоровьем, а
это в свою очередь даст обильное и здоровое потомство". Адриана Льерас-Муней считает, что люди с более высоким
образовательным уровнем обладают и большим доступом к информации и, как
следствие, первыми узнают о научных новинках и медицинских
рекомендациях. "Они первыми узнали о вреде табака, а также о том,
насколько важно пристегивать ремень безопасности в автомобиле. Кроме
того, они быстрее воспринимают информацию, им легче осознать новые
веяния и изменить свое поведение, потому что они хотят сохранить свое
здоровье и продолжать наслаждаться радостями жизни (активный досуг,
отношения с другими людьми и т.д.), которые, по их мнению, того стоят", -
продолжает исследователь. Однако все эти экономические и социальные доводы о том, что благодаря
образованию мы живем дольше и лучше, похоже, теряют убедительность в
свете исследования долголетия, проведенного неврологом Дэвидом Сноудоном
(David Snowdon) среди группы монахинь. Все они поступили в монастырь в
возрасте около 20 лет и до конца своих дней жили на одни и те же
средства, в одной и той же обстановке, с тем же самым рационом, одними и
теми же повседневными обязанностями, пользовались одними и теми же
медикаментами. Сноудон отметил, что монахини, имевшие более высокий
образовательный уровень при поступлении в монастырь (исследователь
составил свое представление об этом по знанию грамматики, орфографии,
сложности фраз, которые они использовали при написании автобиографий,
когда принимали постриг), жили лучше, дольше и в меньшей степени были
подвержены болезни Альцгеймера. Одно из объяснений приведенных данных заключается в том, что люди с
более высоким уровнем образования поддерживают мозг в постоянной
активности, обновляют свои нейроны и легче переносят процесс старения.
Однако есть и те, которые объясняют это процессом естественного отбора:
не образование меняет людей, делая их более здоровыми и продляя им
жизнь, а те, кто рождаются более умными и здоровыми, в итоге получают
лучшее образование. Так что же все-таки было вначале: яйцо или курица? Что бы ни было первопричиной, все признают наличие очевидной связи
между уровнем образования, материальным благосостоянием, уровнем
смертности и состоянием здоровья людей. Как считают многие
исследователи, именно отсюда вытекает прямая взаимосвязь между уровнем
образования и удовлетворением - физическим и умственным, которую
выражают формулой "чем выше образование, тем больше счастье". Некоторые
объясняют биологическими реакциями организма: когда человек учится, он
получает удовольствие, поскольку сам процесс обучения стимулирует
выработку дофамина, нейромедиатора, вызывающего чувство удовольствия и
активизирующего нейроны, что, в свою очередь, положительно сказывается
на умственном состоянии. Некоторые связывают образование со счастьем,
заявляя, что обучение - это всегда вызов, а преодоление трудностей
является стимулом, который положительно воздействует на человеческий
мозг и вызывает чувство удовлетворения. Исходя из своих наблюдений, профессор Льерас-Муней утверждает, что
люди с более высоким уровнем образования обладают большими способностями
планировать свое будущее и управлять своими эмоциями, так что в итоге у
них складываются более успешные и полноценные отношения с окружающими:
уровень разводов и депрессивных настроений среди них значительно ниже,
отмечает она, что в итоге может привести к повышению уровня их
удовлетворенности. "Если под большей образованностью понимается развитие
способностей и навыков по решению проблем, то наверняка в долгосрочной
перспективе это будет означать и большее удовлетворение, поскольку эти
навыки позволят эффективно противостоять неожиданным жизненным
ситуациям и тем сложностям, которые ставит перед ними
действительность", - считает Габриэла Топа (Gabriela Topa), профессор
социальной психологии и психологии организаций Национального
университета заочного образования (UNED). Но при этом она отмечает, что
речь идет не о прямой взаимосвязи - "образование никому не гарантирует
того, что он будет счастливым", а о косвенной: "Если у тебя больше
способностей и средств, то ты сможешь лучше прожить жизнь во всех ее
проявлениях, включая сложности, болезни и смерть". Хавьер Салинас обращает внимание на то обстоятельство, что
соотношение образование-счастье не является механическим и не всегда
работает. "Образование расширяет ту совокупность благ, которыми может
пользоваться человек, так что чем выше образовательный уровень, тем выше
способность оценки ценностей, творческой и стимулирующей деятельности,
тем выше благосостояние. Но уровень образования неуклонно рос после
Второй мировой войны, и несмотря на это, люди ощущают все более высокий
уровень субъективного благосостояния", - считает ученый. По его мнению,
объяснение состоит в том, что более высокий образовательный уровень
может дать больше возможностей, но при этом может также и вызвать рост
человеческих запросов и превратиться, таким образом, в источник
неудовлетворенности. "Если в силу высшего образования у тебя завышенные
пожелания по отношению к твоему статусу, работе и отношениям с
окружающими людьми, и эти пожелания не исполняются, то ты почувствуешь
неудовлетворенность. Соответственно, то счастье, которое тебе может дать
образование, в значительной степени будет зависеть от тех ожиданий,
которые ты возлагаешь на отдачу от образования", - указывает Салинас. С точки зрения нейронауки, Мануэль Мартин Лоэчес поясняет, что, хотя
образование и обеспечивает более крепкое здоровье, лучшее
благосостояние и предоставляет больше рациональных инструментов для
того, чтобы быть счастливыми, при этом оно не является гарантией всего
этого, поскольку не в состоянии изменить естественную эволюционную
тенденцию людей, которая заключается в том, чтобы выше ценить
отрицательное, чем положительное. Именно эта черта в течение
тысячелетий обеспечивала выживание рода человеческого. Петра Перес Алонсо-Гета (Petra M. Pérez Alonso-Geta), антрополог и
заведующая кафедрой теории образования в университете Валенсии, считает,
что с антропологической точки зрения чисто человеческой отличительной
особенностью является всеобщее и не имеющее четкого выражения
стремление к счастью. "Человек хочет быть счастливым, независимо ни от
чего, и каждый считает, что какая-то вещь сделает его счастливым, но
когда он ее достигает, то выясняется, что она ему уже не нужна, и он
стремится к другой форме счастья. Но все дело в том, что ничто не может
обеспечить вечного счастья, лишь какие-то отдельные моменты полноты
ощущений и расцвета сил. Ведь счастье - это весьма личное ощущение,
которое испытываешь по мере того, как твои желания начинают
соответствовать окружающей действительности", - поясняет он. В качестве
примера ученый приводит убежденность его студентов в том, что они
станут счастливыми, когда закончат учебу и получат работу. Однако
потом, получив работу, они тут же начинают думать о том, что работа
должна была бы быть другой, и вот тогда они были бы по-настоящему
счастливыми, "поскольку наши желания всегда опережают
действительность". Но даже если обретение счастья будет зависеть
исключительно от каждого отдельно взятого человека, Перес Алонсо-Гета
подчеркивает, что существуют факторы обстоятельства, которые помогают
его достичь, как, например, хорошее здоровье или образование.
"Образование не преследует в качестве главной на обретение счастья, но
оно подготавливает тебя к жизни и помогает выйти за пределы
повседневности, ставить перед собой задачи и выстраивать настоящее для
их выполнения. И когда ты достигаешь этих целей, ты чувствуешь полноту
ощущений. Образование помогает тебе понять, что счастье - это цель,
которая не зависит от других. Это нечто такое, что можешь пережить
только ты и именно ты можешь наметить шаги к достижению этой цели. Кроме
того, это дает тебе дополнительные возможности для эстетического и
интеллектуального наслаждения, вызывающие положительные ощущения и
способствующие общему благополучию", - подытоживает исследователь. Позиционная ценность Исследования соотношения между образованием и благополучием,
проведенные Хавьером Салинасом, свидетельствуют о том, что не все
обладают равными возможностями получения образования: разные возможности
у мужчин и женщин, у людей из разных социальных слоев. "В то время как
образование само по себе оказывает положительное влияние на социальное
положение женщин и их удовлетворенность жизнью, мужчины скорее
рассматривают его как орудие и получают удовлетворение от образования
посредством улучшения повышения своего профессионального статуса и
продвижения по работе", - считает заведующий кафедрой экономики и
финансов в мадридском Автономном университете. И добавляет, что степень удовлетворенности, которую дает образование,
зависит от социальной среды, в которой обитает человек. "Образование
тесно связано с пониманием счастья в менее развитых странах, в то время
как в странах с более высоким доходом на душе населения эта связь не
столь ярко выражена или даже имеет отрицательный характер", - отмечает
Салинас. Потому что, как и в случае с богатством, образование
представляет собой позиционную ценность. Соответственно, в тех странах,
где очень мало людей с высшим образованием, те, кто его имеют,
находятся в привилегированном положении по отношению к остальным, что
положительно сказывается на их благополучии и удовлетворенности. А в
странах, где уже многие имеют высшее или среднее образование, это
обстоятельство уже не так сильно влияет на их социальный статус. "И в
развитых странах степень удовлетворенности от образования различная у
людей с низкими и средними или высокими доходами. В этих странах больше
людей, имеющих высшее или среднее образование, и это достижение уже не
ценится столь высоко и не имеет столь решающего значения", - добавляет
он.
Дополнительные материалы:
|