Статья является рецензией на готовящуюся книгу Сергея Кугушева.
Термин Пятая империя обозначает отнюдь не очередную империю в ряду
прежде существовавших. Поэтическое имя не должно вводить в заблуждение.
Предстоит создать нечто иное, соотносящееся с формой империи как
имперская форма организации социальной жизни с племенем. Западный проект
сверхцивилизации, сверхобщества, как назвал его покойный А. Зиновьев,
постцивилизации, как называют его другие специалисты, противостоит нам в
ином, более глубоком смысле, нежели прежние враги. Сталкивается не
западная цивилизация с русской, исламской или китайской, сталкивается
формирующаяся сверхцивилизация с цивилизациями как формой организации
человеческого сообщества.
Справится ли Запад с задачей построения сверхобщества — это еще вопрос.
Мы видим стремительное продвижение его к колоссальному историческому
катаклизму, а признаков понимания того, как пройти через грядущий
исторический спазм, по сравнению с которым период 1914-1945 годов — лишь
предварительная разминка, пока не видно. Но это не имеет большого
значения. Вызовом для нас является и их проект (в котором для нас просто
нет места), и наша внутренняя катастрофа. И ответ на эти вызовы один —
собственный проект иной сверхцивилизации.
Современный Запад противостоит другим цивилизациям не как иной
вероисповедный мир, не как другой культурный мир, не как иная идеология —
он противостоит религиям, культурам, идеологиям как таковым, он
означает упразднение религии, культуры и идеологии, вытеснение,
поглощение их технологиями, причем технологиями вполне определенного
типа — технологиями превращения живого социального мира в машину. И
противостоять ему можно лишь технологически — создав технологический мир
иного типа.
Не следует думать, что технологии фатально машинны и манипулятивны — они
лишь средства решения задач, и эти средства могут быть различной
природы, в том числе и отнюдь не машинной. Это особый путь — путь от
сковывающих нас стадиальных форм сознания к свободному и активному
сознанию, сознанию по ту сторону процесса деградации. С этой точки
зрения и возможен проект альтернативной сверхцивилизации —
сверхцивилизации воли и сознания. Но он предполагает совершенно иную
технологическую базу — базу работы с сознанием, развертывающейся в
культурные, социальные и технические формы.
Сверхспособности отдельных людей — это лишь знак возможностей. Когда
происходит нечто немыслимое в нашем мире — превращение ртути в золото
или изменение траектории урагана — это означает, что некто наделен
способностью воспринимать те аспекты Мира, которые нелегитимны для
господствующей картины Мира, устанавливать с ними связь, воздействовать
на событийную ткань Вселенной. В этом нет ничего магического или
таинственного. Такую же магию постоянно демонстрируют нам современные
технические средства. Просто они опираются на те свойства сознания, на
психические функции, которые целенаправленно культивируются в нашем мире
— на мышление классического или программистского типов и другие близкие
к ним функции. Но способностью мыслить не исчерпываются возможности
сознания.
Шаман в состоянии вызвать дождь, как и летчик, распыляющий кристаллики
активатора в созревающей туче. Они получают одинаковый результат, но
используют разные зоны сознания, развертывающиеся в действия,
согласующиеся с тем или иным аспектом мира. Люди со сверхспособностями —
люди, у которых спонтанно активизировались зоны сознания, нелегитимные
для современной культуры. Проблема не в том, что необычные способности
время от времени встречаются, и даже не в том, как их развить, а в том,
как развернуть их в явления культуры и принципиально новые технологии.
Такая задача никогда еще не ставилась. Общество посылало запрос — и на
него откликались те люди, у которых были пробуждены зоны сознания,
соответствующие запросу. Пробужденными функциями запрос перерабатывался в
ответ. Так рождались новые технологии. А если изменить отношения? Если
активизировать уснувшие или никогда не пробуждавшиеся зоны сознания? А
потом развернуть их в новые технологии и реализовать их в мире? Сделать
сознание активным? Это и будет началом эры психонетики, как назвал мир
психотехнологий Татеиси Кадзума.
Концепции Реальности — это лишь небольшие отверстия, которые концепция
пробивает в окружающей наше сознание оболочке. Концепции целостны,
тотальны, абсолютны. Рядом находятся другие концепции — столь же
целостные и тотальные. Они враждуют друг с другом, но лишь по той
причине, что одна из многих ограниченных психических функций —
дискурсивное мышление — захватило ключевые позиции в культуре и
отвергает все, что не соответствует его законам. Но психических функций —
множество. Научиться их использовать, превратить из господ нашего
сознания в рабочие инструменты — вот задача мира психотехнологий, основы
той сверхцивилизации воли, которую мы можем создать.
Когда Сергей Кугушев с оптимизмом пишет о перспективах массового
распространения практик трансформации сознания в России, он не
учитывает, что подавляющее большинство этих техник направлено либо на
бесцельную провокацию необычных переживаний, своего рода психотуризм,
либо вовлекает практикующих в новые зависимости. Существующий массив
психотехник еще только предстоит перевести на единую методологическую
основу, придать психотехнической работе ценностную и технологическую
направленность. Распространять нужно не любые формы психотехник — лишь
те, которые работают на нашу задачу. Это работа, работа большая и
сложная.
Сложность здесь не в отсутствии средств активизации сознания. В 70-80-е
годы в Советском Союзе был наработан огромный массив психотехник,
позволяющий и управлять состоянием человека, и развивать новые
способности, и провоцировать иногда у некоторых людей паранормальные
способности. Сейчас их продолжают лишь небольшие группы энтузиастов.
Воспроизведение этих работ, целенаправленное исследование невозможно в
рамках слабого государства. Не потому, что затратно — затраты соизмеримы
с суммой, которую компания богатых людей прокутит за вечер в ресторане.
Причина в ином — это новый взгляд на реальность, взгляд, чуждый и тем,
кто правит, и тем, кто даст экспертную оценку проекта для властителей.
В Советском Союзе психотронные программы продавливались всей мощью
оборонно-промышленного комплекса, преодолевая сопротивление
академической среды. Изобретения и разработки того времени только-только
начинают просачиваться и в прессу, и в жизнь. Даже разработки Игоря
Смирнова — первая работа, претендующая на статус именно психотехнологии —
лишь одно из многих направлений того времени. Этот огромный массив
разработок нуждается в упорядочивании — и методологическом, и
организационном. Но сделать это можно лишь вне существующих научных и
экспертных структур. Выход в том, чтобы начать опережающим образом
подготовку специалистов в той профессии, которая пока нелегитимна,
специалистов, которые своими организованными усилиями продавят свою
профессию, сделают ее нужной.
Так мы подходим к главной проблеме — проблеме опережающих инноваций.
Есть даже термин — интеллектуальный спецназ, который ввел в обращение
директор Института эволюционной экономики в Киеве Игорь Макаренко для
обозначения особой профессии инноваторов. Профессии рискованной — риск
не в угрозе для жизни, а в угрозе потери социального статуса. Подготовка
интеллектуального спецназа, нацеленного на решение нетривиальных задач и
обеспечивающего развертывание инноваций, в первую очередь
психотехнологических (психонетических) — это особый проект, который
может начаться только в негосударственных структурах. Такой проект начал
сейчас осуществляться. Университет эффективного развития (УЭР) в Киеве и
Институт активного сознания и психонетики (ИАСП) в С.-Петербурге начали
подготовку интеллектуального спецназа, специалистов-психотехнологов,
опираясь на тот колоссальный задел, который был создан в 80-е годы. В
октябре-ноябре к этой системе УЭР-ИАСП подключается аналогичная
организация в Москве, а затем и в других городах России, Украины и всего
постсоветского пространства.
Там, где бессильно государство, нация создаст новые основы, новую
социальную систему и новую сверхцивилизацию, наконец. Важно одно:
предчувствие великого будущего должно нашими (только нашими, ничьими
другими) усилиями превратиться в реальность, а не стать очередным
экспонатом всемирного музея утопий. Автор: Олег Бахрияров
|