Чакра в теософии, западной йоге, эзотерике и нью-эйдж. Критика
12 Ноя 2013 13:10
Пирамида Нью-эйдж - авторская переработка
различных мировоззрений или философских учений (эклектика), в основе
которой лежит европейская мистика, теософия, йога и художественная
литература. С одной стороны авторская эклектика - это продуманное
смешиванием различных доктрин, точек зрения и выбор лучшего из различных
систем. С другой стороны, автор эклектики не создает собственной
философской системы и не присоединяется к взглядам какого-либо
мировоззрения философа, а берет из различных систем то, что автор
находит правильным, и все это связывает в одно более или менее
законченное целое [1]. Главной отличительной чертой эклектики является
отсутствие открытий и передача авторских ошибок по пирамиде
преемственности.
Современная пирамида европейской
теософии, йоги, нью-эйдж имеет множество корней. Мы рассмотрим лишь
несколько оснований, которые связаны понятием ЧАКРА.
Одним из
фундаментов пирамиды является европейская средневековая
мистика - это ранние работы авторов теософии, в частности,
Иоганна Георга Гихтеля
(1638 - 1710, тайное общество розенкрейцеров), ученика немецкого мистика
Якоба Беме, книга "Практическая
Теософия" / Theosophia Practica (1696), переиздание в 1736 году с
картинками.
В
пирамиде Нью-эйдж настаивают на том, что с чакрами были
знакомы европейские мистики и доказательством этого служит
книга "Практическая Теософия" (Theosophia
Practica) [2].
Внутренний алхимический
эликсир жизни по Иоганну Георгу
Гихтелю
Очевидно, книга "Практическая Теософия" / Theosophia
Practica (1696) Иоганна Георга Гихтеля отражает европейские алхимические
и астрологические представления 15 века:
Иллюстрация
из Часослова герцога Беррийского 15 века, отображающая связь знаков
Зодиака с Гиппократовыми темпераментами в соответствии с
«горячестью-холодностью» и «влажностью-сухостью» зодиакальных
созвездий.
Никой связи ранней теософии нет с чакрами.
Тексты Вед и Йога Сутра Патанджали о чакрах
Главным
основанием пирамиды европейской теософии, йоги, нью-эйдж является
использование и распространение
схематичных иллюстраций чакр. В текстах Вед, в Йога Сутра
Патанджали... нет понятия чакра-центр, нет устойчивости о количестве
чакр, их местонахождения и соответствующего символизма. Например, ЙОГА
ТАТТВА УПАНИШАДА (СУЩНОСТЬ ЙОГИ), Кришнаяджурведа:
83.
пусть в Сушумну войдёт сознание и дыхание
йогина. Земля, Вода, Огонь, Ветер и
Пространство – в этих пяти
84.
элементах, управляемых пятью
божествами нужно выполнить йогину пять
концентраций (дхаран).
85. От стоп
до колен находится область Земли. Земля –
четырёхугольник жёлтого цвета с биджа-мантрой
ЛАМ. Задержав дыхание и концентрируясь на
область Земли, читая мантры
ЛАМ,
86. Медитируя на Бога Брахму –
четырёхрукового, четырёхголового, золтого
цвета, пусть йогин выполняет дхарану два
часа, задержав дыхание, тогда он может
контролировать элемент Земли.
87.
Такой йогин никогда не погибнет от земли. От
колен до ануса находится область
Воды:
88. Вода – белый полумесяц, в
котором находится слог ВАМ, Задержав
дыхание и концентрируясь на месте обитания Бога Варуны, читая мантру
ВАМ,
89. медитируя на
четырёхрукого, подобного прозрачному
хрусталю, одетого в жёлтое одеяние, вечного
Бога Нараяну,
90. пусть
задерживает дыхание два часа – тогда йогин
очищает свою карму и никогда не погибнет в
воде.
91. От ануса до середины
груди находится область Огня, Огонь –
треугольник красного цвета, в котором находится слог
РАМ.
92. Задержав дыхание и
концентрируясь на элементе Огня, читая мантру
РАМ, йогин медитирует на Рудру,
трёхглазого, похожего на взошедшее солнце,
выполняющего желания,
93.
обсыпанного пеплом, незапятнанного, пусть
йогин концентрируется два часа – тогда он не погибнет в
Огне
94. и его тело, попав в
костёр, не сгорит. От середины груди до
межбровья находится одласть
Воздуха.
95. Воздух –
шестиугольник с биджа-мантрой
ЙАМ, задерживая дыхание и концентрируясь в
области воздуха, чиатя мантру
ЙАМ,
96. пусть йогин медитирует
два часа на Ишвару, полного Знания, пребывающего
везде, тогда йогин будет летать в небе как
ветер и не погибнет в Воздухе.
97.
От межбровья до макушки головы находится элемент
Пространства,
98. Элемент
Пространства – в виде дымчатого круга с биджа-мантрой
ХАМ. Задержав дыхание в области Пространства
и читая мантру ХАМ,
99. пусть
йогин медитирует на Шанкару, Шиву, высшую точку сознания
Махадэву, Садашиву (Вечного Шиву), с телом
подобным хрусталю, с месяцем в
волосах,
101. половина
тела которого Ума, он исполняет все желания и
является причиной всех причин. Выполняя эту
дхарану йогин может перемещаться в пространстве куда
угодно.
102. и в любом месте
достигнет высшего самадхи. Так нужно йогину
выполнять пять дхаран,
103. от
этой практики тело станет здоровым, смерть отступит от такого
йогина, и даже при растворении Вселенной он
не исчезнет.
В тексте мы видим
деления на пять частей: 1) от стоп до колен, 2) от колен до ануса, 3) от
ануса до середины груди, 4) от середины груди до межбровья и 5) от
межбровья до макушки.
Авторами Нью-эйдж понятие чакра вводится из таких
терминов, как Чакра-вартин ("Вращающий Колесо Закона”), Шри Чакра, "над
кругом пупка" (Йога Сутра Патанджали),.. Кала-чакра ("Колесо Времени”).
Последнему посвящена Калачакра-тантра, принадлежащая к системе
Ануттара-йога-тантры.
Слева приведена Идам Тантры Кала-чакра ("Колесо
Времени”), 19 век. Главная цель Калачакра-тантры – изменение тела и
сознания практикующего Тантру путем созерцания на образе божества. Как
описано Далай-ламой XIV, Калачакра-тантра содержит в себе все важнейшие
составляющие пути достижения состояния будды. Тибетцы верят, что каждый,
кто созерцает мандалу Калачакры с добрыми намерениями, получает
энергетический импульс к Просветлению и возродится во время нового
золотого века [3]. (Жмите мышкой, чтобы увеличить
размер)
Цель пирамиды европейской теософии, йоги и нью-эйдж
благородная - увеличение продолжительности жизни человека и раскрытие
внутреннего потенциала. Однако, простым копированием материалов, при
авторской эклектики и художественном вымысле пирамида европейской
теософии, йоги и нью-эйдж развивает заблуждение. При этом полезно
отметить важнейший факт - никто из деятелей
этой пирамиды не имел практики с ЧАКРАМИ, не привел дневников
исследований, ни собственные, ни последователей
их направления. Никто из них не перешагнул девяностолетний рубеж. Все
это являлось фантазией западных авторов с элементами чуда,
будоражащих человеческое воображение. Однако,
человек спешит едва мелькнувший лучик здравого смысла принять
за просветление.
Эклектика о чакрах в 20-21 веке
Эклектику о чакрах совершали и совершают:
Сэр Джон Джордж Вудрофф, известен
как Артур Авалон (1865-1936, британский востоковед). Именно сэром Дж.
Вудроффом установлена западная парадигма 6 (7) чакр и устоявшейся по
ныне на Западе. Сэр Джон Джордж Вудрофф родился в Калькутте 15
декабря 1865 года. Отец, Джеймс Тисдалл Вудрофф (англ. James Tisdall
Woodroffe) — рыцарь ордена Св. Георгия, генеральный адвокат Бенгалии,
иногда входил в состав правительства Индии. Вудрофф получил юридическое
образование в Англии, с 1902 по 1923 занимает посты от
советника правительства Индии до члена Высшего Суда Индии, в 1915 году
получил посвящение в рыцари Св. Георгия, где и получил имя Артур Авалон.
В 1919 г. выходит книга "Змеинная сила" [4]. Книга излагала концепцию
чакр в тантре и вводила их символизм. Позже идеи были развиты на
западный манер C. У Ледбитер в книге "Чакры" [2]. В 1923 году
Вудрофф вышел на пенсию и вернулся в Великобританию, где преподавал
индийское право в Оксфордском университете до 1930 года. Умер 18 января
1936 года. Джон Вудрофф перевёл около 40 тантрических текстов.
Все его переводы вышли в серии «Tantric Text» (книги издавались с 1912
по 1940 годы) [5].
В силу профессиональной
юридической деятельности Джон Вудрофф выступал как апологет, обосновывая
и открыто защищал Тантру, соответствующей Ведам и Веданте, от критики
моральной распущенности и вредоносной магии [6]. С.В. Лобанов в
предисловии к русскому изданию «Введения в
Маханирвана-тантру» писал: По счастливой случайности сэр Джон
Вудрофф проявил к тантре неподдельный
интерес и погрузился в ее изучение вместе с несколькими помощниками.
Вместе с ними он разыскивал уникальные манускрипты, встречался с
носителями традиции, сумел преодолеть отчуждение и закрытость
большинства из них, ознакомился с учениями и практикой тантрических школ
Бенгалии. Трудно сказать, был ли он сам по-настоящему посвящен в
тантру, т.е. прошел ли традиционные процедуры посвящения и личного
приобщения к практике. Сам Авалон не сообщает нам о личной
практике ЧАКР ничего [7].
Чарлз Уэбстер Ледбитер (1854—1934,
контактер, оккультист, масон, лидер Теософического Общества и коллега
Анни Безант) [8]. Он стал высокопоставленным чиновником Теософического
Общества, но ушел в отставку в 1906 году, после коллективного
обвинения в том, что он был участником во взаимной мастурбация с
юношей при его помощи. С помощи Безант он был вновь допущен
несколько лет спустя, хотя подобные слухи педерастии были на протяжении
всей его карьеры. В 1909 году Ч. У Ледбитер открывает
Кришнамурти (1895-1986) и вместе с личным секретарем Эрнестом Вудом (см.
ниже) составляют прошлые жизни мальчика, всего 48 (ночью Ледбитер
рассказывал свои представления, а его секретарь их записывал). Ледбитер и
Анни Безант взяли мальчика под опеку и долгие годы растили, веря в то,
что Кришнамурти - тот самый ожидаемый ими «сосуд» для Мирового Учителя
Майтея подобного Моисею, Гаутаме, Заратустре, Иисусу,
Мухаммеду... Впоследствии Кришнамурти потерял веру в теософию и
ликвидировал организацию, созданную для его поддержки «Орден Звезды
Востока» (англ. Order of the Star in the East). В кн. "Чакры"
[2] Ледбитер описывает понятие чакра, ссылаясь на работу Дж. Вудроффа
[4], без каких-либо практических исследований и оснований он вводит
новые характеристики чакр, как уровень развития, излучение, вращение,
цвет, луч, символ, связь с нервной системой человека, качества и
определяет, как каждый из нас может заняться практикой чакр:
"Возможно, будет полезно, если я упомяну мой личный
опыт в этом деле.
В начале своего пребывания в Индии сорок два года тому назад я не
предпринимал никаких попыток пробудить огонь. К тому же о нем я знал
слишком мало, имея мнение, что для каких-либо действий с ним
необходимо родиться с телом особого психического склада, которым я не
обладаю. Но однажды один из Учителей предложил мне определенный вид
медитации для пробуждения этой силы. Естественно, я сразу же занялся
практикой и со временем добился успеха. Я не сомневаюсь, тем не
менее, что он наблюдал за моим экспериментом и остановил бы меня, если
бы это стало опасным. Я слышал, что индийские йоги при обучении своих
учеников внимательно наблюдают за ними на протяжении всего процесса.
Но сам я лично не знаком ни с кем из них и не имею к ним доверия без
рекомендации кто-либо из тех, кто, насколько мне известно, обладает
истинным знанием. Люди часто спрашивают меня, что бы я
посоветовал сделать для
пробуждения этой силы. И в ответ я советую им делать точно то же, что
делал сам: включиться в теософическую работу и ждать ясной команды
Учителя, который возьмет на себя руководство их духовным развитием,
продолжая между тем все известные им обычные занятия по медитации. Не
стоит беспокоиться, в каком воплощении придет такое развитие: в этом
или в следующем, но рассматривать предмет с точки зрения Эго, а не
личности, и быть абсолютно уверенным в том, что Учителя всегда
наблюдают за теми, кому могут помочь. И совершенно невозможно, чтобы
кто-то остался незамеченным. Несомненно, Учителя дадут свои указания,
когда увидят, что надлежащее время пришло".
Джордж Сидни Arundale (1878 -
1945), лидер Теософского Общества, верил в приход Майтреи, был
репетитором Кришнамурти, основатель "Ордена Звезды Востока". В 1920
после скандала женился на шестнадцатилетней Рукмини из семьи
браминов. Работа по чакрам кн. "Кундалини" [9]. В индийской
культуре известен по ныне, как муж Рукмини Деви, которая сделал
классический индийский танец достойным и вывела из публичного
дома. Эрнест Вуд (1883-1965, теософское
общество). После смерти Анни
Безант, несправедливой борьбы за пост президента Теософического Общества
с Джордж Сидни Arundale, компаньона Чарльза Ледбитер,
и независимостью Кришнамурти разочаровался в Обществе и
посвятил себя изучению йоги. Основной труд "Словарь йоги" [10], в
котором продолжает и развивает концепцию чакр Джона Вудроффа. В
предисловии словаря написано, что Э. Вуд был принят в Орден Ведантистов
монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри
Шанкарачарьи из Шрингери. Документы же говорят, что руководитель Веданты
Монастырь Шри Shringeri Shivaganga Samasthanam в Майсур, провинция,
Шри-Джагат Гуру Шанкара Charya Свами, даровал Э. Вуду звание "Шри
Sattwikagraganya" в знак признания его усилий по введению Санскрита в
индийских школах для мальчиков [11]. Официально Э. Вуд не стал учеником
какого-либо гуру Индии.
Шри
Шанкарачарьи из Шрингери / Chandrashekara Bharathi III
(1892-1954)
Рудольф
Штейнер (1861-1925, читал лекции в Теософском обществе,
организовал Антропософское общество).
Микао
Усуи (1865–1926, основатель практики Рейки). Понятие чакра,
их положение и значение введено много позже после смерти основателя
Рейки. Главная особенность современной рейки: Первая ступень:
использование ладони, держать ее над больным человеком, как
хочется. Вторая
ступень:
человеку говорят тайное слово, которое он использует для активации
Космических Энергий взаимодействия с человеком Третья ступень:
Человек учится принимать энергии через макушку (тысячелепестковый
лотос). Выдают знак или символ,
над которым медитируют. Четвертая ступень:
Человек может учить других и возглавлять большой город, область страну
по направлению Рейки, при этом отчисляют деньги в центр Рейки.
Омраам Микаэль Айванхов
(1900-1986, Учение Всемирного Белого Братства).
Мирча Элиаде (1907-1986, историк
религий и исследователь мифологии,
профессор Чикагского университета, автор более 30-и научных,
литературных и философских трудов, переведённых на 18 языков мира). В
своих работах М. Элиадне ссылается на Дж. Вудроффа
[12]: Согласно индуистской традиции, существует семь
основных чакр , которые отождествляются некоторыми учеными с
шестью нервными сплетениями и с лобным швом (sutura
frontalis). (Для более полного знакомства с доктриной
чакр мы рекомендуем читателю обратиться к наиболее
авторитетному трактату в этой области, «Шатчакранирупане», переведенному
Артуром Авалоном.) 1) Муладхара (мула — «корень»)
располагается у основания позвоночного столба, между анальным
отверстием и половым органом (крестцово-копчиковое
сплетение). Она имеет форму красного лотоса с четырьмя лепестками, в
которые вписаны золотые буквы в, щ, ш и с. В
середине лотоса — желтый квадрат, эмблема элемента «земля» (притхиви); в
центре квадрата находится треугольник, вершиной вниз, символ йони. Этот
треугольник называется камарупой; в центре его — сваямбхулинга (лингам
как таковой), вершина которого сверкает подобно драгоценному камню.
Обвившись вокруг него, словно змея, восемь раз, яркая, как молния, спит
кундалини, блокируя открытие лингама своим ртом (или головой). Таким
образом, кундалини препятствует открытию брахмадвары («двери
Брахмана») и вступлению в сушумну. Муладхара-чакра
отождествляется со связующей силой материи, инерцией, возникновением
звука, чувством обоняния, апаной, Индрой, Брахмой, Дакини
Шакти и т.д. 2) Свадхиштхана, которую
называют также джаламандала (ибо ее таттва — вода) и
медхрадхара (медхра — «пенис»), располагается у основания мужского
полового органа (крестцовое сплетение). Лотос с шестью алыми лепестками,
вписанные буквы — б, бх, м, й, р, л. В середине лотоса — белый месяц,
мистически соотнесенный с Варуной. Посреди месяца находится биджа-мантра
бога Вишну, а внутри нее — сам Вишну в объятиях Чакини Шакти. (Согласно
«Шива самхите» (V, 99) — Ракини) Свадхиштхана чакра
отождествляется с элементом «вода», белым цветом, праной, осязанием,
рукой и т.д. 3) Манипура (мани —
«драгоценность», пура — «столица») или набхиштхана (набхи — «пуп»)
находится в поясничном отделе, на уровне пупка (эпигастрическое
сплетение). Голубой лотос с десятью лепестками и
церебральными д, дх, н, зубными т, тх, д, дх, н, а также п
и пх. В середине лотоса — красный треугольник, в треугольнике —
бог Махарудра, сидящий на быке, вместе с голубой Лакини Шакти.
Эта чакра соотносится с элементом «огонь», солнцем,
раджасом (менструальной кровью), дыханием саманой, зрением
и т.п. 4) Анахата (анахахата шабд; звук,
произведенный без контакта между двумя объектами, т.е. это мистический
звук); область сердца, обитель праны и дживатмана.
Цвет красный. Лотос с двенадцатью золотыми лепестками (буквы к, кх, д,
дх и др.). В середине его — два скрещенных
треугольника, образующие фигуру, похожую на печать Соломона, в центре
которой — еще один золотой треугольник, внутри же последнего находится
сверкающий лингам. Над двумя треугольниками — Ишвара с красной Какини
Шакти. Анахата-чакра соответствует элементу «воздух», осязанию, фаллосу,
мускульной энергии, кровеносной системе и
т.д. 5) Вишуддха (чакра чистоты); область горла (ларингиальный и
фарингиальный узлы, в точке соединения позвоночного столба и
продолговатого мозга), место дыхания уданы, обитель бинду. Лотос с
шестнадцатью лепестками (буквы-звуки а, аа, и, у, уу и др.). Внутри
лотоса — голубое пространство, в центре которого — белый круг, в
середине же круга находится слон, на нем биджамантра х (хам), которую
поддерживает Садашива, наполовину серебряный, наполовину золотой, что
символизирует его сущность андрогина. Сидя на быке, он держит в своих
многочисленных руках разные предметы и (, эмблемы, характеризующие его
(ваджра, трезубец, колокольчик и т.д.). Половину его тела образует Сада
Гаури, имеющая десять рук и пять лиц (с тремя глазами на каждом лице).
Вишуддхи-чакра связывается с белым цветом, эфиром (акашей), звуком,
кожей и т.п. 6) Аджня («порядок», «власть») расположена в точке
между бровей (многополостной, кавернозное сплетение). Белый
двухлепестковый лотос с буквами х и кш. Сфера когнитивных способностей —
буддхи, аханкара, манаса, а также и индрий в их «тонкой» модальности. В
лотосе находится белый треугольник, вершиной вниз (символ йони); в
центре треугольника — белый лингам, называемый итара («другой»). Здесь
обитель Парамашивы. Биджа-мантра — ОМ. Богиня-покровительница Хакини; у
нее шесть лиц и шесть рук, и она восседает на белом лотосе. 7)
Сахасрара — на макушке головы, представлена в форме лотоса с тысячью
лепестков (сахасра — «тысяча»), обращенными верхушками вниз. Также
называется брахмастхана, брахмарандхра, нирвана-чакра и т.д. Лепестки
несут многообразные буквосочетания санскритского алфавита,
насчитывающего 50 букв (50 x 20). В середине лотоса — полная луна,
содержащая треугольник. Именно здесь окончательно воссоединяются Шива и
Шакти, здесь реализуется последняя цель тантрической садханы, и здесь же
кундалини завершает свое путешествие по шести чакрам. Следует отметить,
что сахасрара не принадлежит к телесному плану, она означает уже план
трансцендентного — это и объясняет то, почему авторы обычно говорят о
«шести чакрах». Есть и другие чакры, имеющие меньшее значение. Так,
между муладхарой и свадхиштханой располагается йоништхана; это место
встречи Шивы и Шакти, обитель блаженства. Она, как и муладхара,
называется «камарупа». Это источник желания и, на телесном уровне,
ожидание союза Шивы с Шакти, который осуществляется в сахасраре. Возле
аджня-чакры находится манас-чакра и сома-чакра, соотнесенные с
интеллектуальными функциями и некоторыми Логическими переживаниями.
Около аджня-чакры располагается также карана-рупа, вместилище семи
«причинных форм», которые, как считается, производят и конституируют
«тонкие» и «физические» тела. Наконец, другие тексты упоминают еще и
адхары («опоры», «хранилища»), находящиеся между чакрами или
идентифицированные с ними. В буддийских тантрах говорится, как
правило, о четырех чакрах, расположенных соответственно в пупочной,
сердечной, ларингиальной и церебральной областях; последняя из этих
чакр, самая важная, называется ушнишакамала («лотос головы») и
соответствует сахасраре индуистов. Три первые чакры местоположение трех
«тел Будды» (кая): нирманакая в пупочной чакре, дхармакая — в сердечной,
самбхогакая — в горловой. Впрочем, относительно числа и расположения
этих чакр мнения источников зачастую расходятся. Как и в индуизме, чакры
ассоциируются с мудрами, а также богинями: Лочаной, Мамаки, Пандарой и
Тарой. Говоря о четырех чакрах, «Хеваджра-тантра» соотносит их с другими
четверицами: четырьмя таттвами, ангами, моментами времени, четырьмя
благородными истинами и т.д. Если посмотреть на чакры
проективно, то они образуют мандалу, центр которой выражен
брахмарандхрой. Именно в этом «центре» происходит разрыв уровней
существования, разрыв, осуществляемый через парадоксальный акт
трансцендирования, выхода за пределы сансары, «выпадения из времени».
Символика мандалы вообще является конституирующим элементом индийских
храмов и любых священных сооружений: рассмотренный в перспективе, храм
представляет собой мандалу. Можно сказать, что любой ритуальный обход
культовой постройки равносилен приближению к центру, что вход в храм
повторяет инициатическое вступление в мандалу или продвижение кундалини
через чакры. Кроме того, тело преобразуется как в микрокосм (с горой
Меру в качестве центра), так и в пантеон; каждая область и каждый
«тонкий орган» имеют своего бога-покровителя, мантру, мистическую букву и
т.п. Ученик не только идентифицирует себя с космосом, но и «заново
открывает» в своем теле возникновение и деструкцию Вселенной. Как мы
позднее увидим, тантрическая садхана включает две ступени: 1) космизацию
человека и 2) трансцендирование космоса, т.е. его деструкцию
посредством объединения оппозиций («солнца» с «луной» и др.). Великий
символ этого трансцендирования — последний акт подъема кундалини, когда
она соединяется с Шивой, на вершине головы, в сахасраре. (Впрочем,
многие тантрические школы не используют символики кундалини для
выражения единства
противоположностей.)
Лобсанг
Рампа (1910 - 1981, писатель, нео-буддист). В кн. "Третий
глаз" [13] обретение духовного опыта Л.
Рампы начинается
с 7 лет в буддийском монастыре, когда провели болезненную операцию.
Зубчатым инструментом продырявили лобную кость и на две недели заткнули
дырку деревянной пробкой. Еще во время операции Рампа почувствовал
неизвестные запахи и ослепительные яркие вспышки. После операции он
увидел трех лам купающихся в золотой ауре. Затем над мальчиком наблюдали
и развивали новообретенное чувство... Встает вопрос: правильно
ли поступают ламы, проводя такие операции?!
Кроме этих центров есть височный, теменной,
горловой, сердечный, надчревный, простатический, крестцовый, кадуцей
Гермеса, другие. Например, сердечный центр (анахата-чакра). Для того
чтобы активизировать этот центр то же
проводить хирургические операции над
сердцем? (После этого мне написал
лама:уберите
эту инфу. Л. Рампа - никогда не был в монастыре. Его книги - это
художественный вымысел. Из расследований
тибетолога Генрих Харрер автором книги являлся Кайрил Генри Хоскин,
1910 года рождения, из Плимптона в графстве Девон, сын сантехника.
Хоскин никогда не был в Тибете и не говорит по-тибетски
[14].
Филипп Роусон, анг. Philip
S. Rawson (1924-1995), ученый и художник, 1960-79 г. куратор Музея
искусства народов Востока и археологии, Университет Дарема,
Великобритания; 1981-84 г. декан факультета искусств и дизайна
Колледж Голдсмит (Лондон); автор 27 работ по
искусству, одной из таких книг является " Искусство Тантры" [15].
В этом произведение впервые приводятся иллюстрация шести
чакр из Кангра, Химачал Прадеш (18 в.) и дается упрощенное их
западное описание.
Чандра Мохан Раджниш или
Ошо (1931-1990, системы ашрамов во многих странах).
Джохари Хариш (1934-1999, йога).
Лазарев С. Н. (р. 1952,
парапсихолог, деятель нью-эйдж, писатель). Все, что смог С. Лазарев
написать полезного о чакрах, содержится в нескольких абзацах [16]:
Что такое Чакры?
Итак, Чакры не выдуманы - это первое, на
что следует указать со всей определенностью; наша жизнедеятельность
окрашена их активностью вне зависимости от того, знаем .ли мы об этом
или нет. Центры это не только "условные точки для сосредоточения".
Вопрос о реальности центров - это вопрос осознания нами тонких реакций
нашего тела на среду. Для того, чтобы пользоваться центрами
сознательно, вовсе не обязательно их визуализировать. Неосознанно же ими
пользуются все люди, в особенности женщины, - пользуются испокон веков,
не всегда, конечно, отдавая себе в этом отчет. В отличие от мужчин,
женщины гораздо лучше чувствуют свое тело и знают, что тело реагирует
различно на различные ситуации, - например, встреча с различными людьми
как бы отзывается эхом в различных его областях. Такими
основными областями являются анус, нижняя и верхняя части живота, грудь
("сердце"), горло, лоб и поверхность головы (скальп). Женщины
обнаружили, что с помощью тела можно извлекать специфическую информацию о
человеке, ситуации и среде, и даже определенным образом воздействовать
на них - как на человека, так и на ситуацию и среду. На этой прикладной
основе мужчины развили впоследствии "Науку о Центрах". При более
пристальном наблюдении оказалось, например, что с различными центрами
взаимосвязаны различные типы эмоций: повышенная активность,
"ощущаемость" какого-либо из центров вызывает преобладание какого-либо
определенного типа эмоциональных состояний, и наоборот - те или иные
состояния вызывают повышенную ощущаемость того или иного центра.
Оказалось, что с каждым центром тонко взаимосвязан и определенный тип
мышления, определенный тип оценки ситуации и среды, определенная
ориентация в социуме, определенное видение
мира.
Дэвид Понд /
David Pond (2000, Чакры для начинающих / 1999, Chakras for
Beginners: A Guide to Balancing Your Chakra Energies).
Центр Йоги США, Канады, Европы и
Центральной Америки (анимационный
фильм "Сияющие чакры, 2004 г. на Нью-Йоркском кинофестивале фильм
получил первый приз за лучшую анимацию).
Фантастичное
видео о ЧАКРАХ от Sacred Centers* (три части). Центр Йоги США, Канады,
Европы и Центральной Америки.
Ринер Ханс / Hans
Heinrich Rhyner (2006, сеть аюрведических клиник в Швейцари,
Индии; кн. Новая энциклопедия
аюрведы).
ПУЧКО Людмила
Григорьевна (2007, Система самодиагностики, самоисцеления и
самопознания человека).
А.
Сафронов (Физиологические аспекты чакр, лично провозгласил
себя председателем Украинской федерации йоги).
Рерих А. В. (2009, Книга "Жизнь.
Инструкция к применению"; к Рерихам отношения не имеет).
Список можно многократно расширить...
Эклектические иллюстрации чакр
Артур Авалон, Змеиная сила
(Описание шести Чакр), 1918 г.
[4].
Иллюстрация шести чакр. Кангра,
Химачал Прадеш, 18 в., опубликовано в 1974 г. кн. ИСКУССТВО
ТАНТРЫ, Филипп Роусон
[15]
Космическая форма Вишну-Кришны с
чакрами тонкого тела; иллюстрация из книги. Раджастан, штат на
северо-западе Индии, 19 в., опубликовано в 1974 г.
кн. ИСКУССТВО ТАНТРЫ, Филипп
Роусон
[15]
Ошо Багван Шри Раджниш -
Звучание чакр.
Положение
чакр и энергетических центров по
Нью-эйдж
Развитие визуализации чакр и дискредитация научных поисков
Кто-то сказал, что заимствовать у древних - значит
заниматься пиратством
в открытом море, а обкрадывать новейших авторов - значит промышлять
карманным воровством на улицах. Авторы пирамиды европейской теософии,
йоги, и нью-эйдж занимается и пиратством, и
воровством!
Причем авторы теософии, европейской йоги и мистики в свою очередь
влияли на восточную культуру, и, наоборот, «обогащая» друг друга.
Например, появилась нью-эйдж практика визуализаций вращения чакр [17], духов или
божеств… Очевидно же, что визуализация - это работа только второй сигнальной системы человека!
Флэшмоб "Небо без
облаков"
Результатом такого более чем
трехвекового заблуждения является современный флэшмоб. Например, в день,
когда все цифры, обозначающие дату, 11.11.11 совпадают, в городе на
Неве
планировали разогнать облака с помощью визуализации. Правила игры были
просты: необходимо прийти на Дворцовую площадь, сосредоточить свое
внимание на облаках над Александровской колонной и пожелать, чтобы небо
расчистилось. Такой эксперимент пройдет впервые в мире, а его результаты
могут попасть в Книгу рекордов Гиннеса. В Петербурге поддержать
флэшмоб "Небо без облаков" в магическую дату 11.11.11 пришли около 150
молодых человек. Начал мероприятие пожилой мужчина с гитарой за плечом.
Он объяснил
присутствующим, что мысль материальна, и попросил почувствовать любовь в
своем сердце. Собравшиеся подняли головы в небо и начали дышать так,
как их научили: вдыхать через нос и выдыхать через рот, попутно
представляя себя "частью сферы света и любви". На площади так же
присутствовал представитель
Международного агентства рекордов и достижений Тина
Орская, однако
диплом игрокам она по понятным причинам не вручила. Долгожданный просвет
в свинцовых тучах не было!
Такая деятельность
пирамиды европейской теософии, йоги и нью-эйдж влияла и влияет на
научное направление исследования потенциала человека, более того
дискредитирует сам поиск. Визуализация не влияет на физический
окружающий мир. Это очевидный факт. Однако, народ, зараженный суеверием,
неизлечим и становится добычею новых шарлатанов. Очевидно, нужно
воспитание и объяснение, где шарлатан и фанатик, а где критерий реальной
внутренней работы.
Калифорнийский
Университет в Лос
Анджелесе
Именно Нью-эйдж
приводит к положению, когда современный научный мир полностью игнорирует
программы исследования внутренней работы человека. И это, в свою
очередь, приводит к заблуждению науки. Так, например, ученые из
Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, заявили, что
расцвет человеческого интеллекта приходится на 39 лет. До этого возраста
наши мыслительные процессы ускоряются, способность рассуждать логически
и планировать свои действия становится все лучше, а память и внимание -
крепче. После - наоборот. Проще говоря, начиная с 40 лет человек
начинает постепенно глупеть.
Очевидно, наука - не
предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в
практику и постоянно подкрепляемого практикой. Заблуждение
Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе связано с отсутствием у
ученого мира каких-либо практических прямых исследований резонансов
нервной системы и внутреннего мира человека. Нет никаких экспериментов и документов по
внутреннему потенциалу человека! Результаты на
Аллига Тэр показывают такую закономерность:
Человек имеет практически
неограниченный потенциал, который не развивает современный человек по
причине отсутствия в этом направлений государственных гуманитарных
программ и образовательных учреждений.
Примерно в
возрасте 39
лет человек (который не знает как раскрывать внутренний потенциал)
теряет заложенный в него неограниченный потенциал. Такой человек может
пройти несколько
курсов Университета
"Способности человека". Старшие курсы Университета уже
не по плечу.
В возрасте 45 лет человек (который не
знал как
раскрывать внутренний потенциал) теряет внутренний потенциал в такой
мере, что он не способен к университетским достижениям Аллига Тэр. Он
способен лишь к достижениям колледж "Работа, мир и управление
нервной системой".
В возрасте 50 человек
(который не знал как раскрывать внутренний потенциал) не способен и к
достижениям колледжа. Он
способен лишь к достижениям школы "Йога-Знание".
В возрасте 60 и старше человек (который не знал как
раскрывать внутренний потенциал) не способен и к достижениям школы
"Йога-Знание". Он
способен лишь к эффекту плацебо "Зеркало
Человека".
Современная альтернатива для ищущего человека
Современная альтернатива для ищущего человека - это новейшие коллективные
исследования Аллига Тэр. Ниже представлен итог данных
исследований:
Проекция активности токов нервной системы человека на теле (коже)
согласно Аллига Тэр. Впервые коллективными усилиями научно определены
центры и исследованы значение резонансов нервных токов; по йоге - чакра, лепестки
чакр; по даосской технике - микроскопические орбиты.
В колледже Аллига Тэр каша
эклектики отбрасывается. Человек начинает исследования с чистого листа.
Исходя из более 20 тыс. документов
определено, как проводить исследования в невесомом внутреннем мире,
что является опорами, что является правильным направлением поиска,
каковы критерии, каковы правила безопасности. Колледж
наводит порядок в разуме человека в его базе культуры и знаний. Работа
идет с нервной системой – это управление и поиск
резонансов нервной системы, которые выступают научным критерием
раскрытия внутреннего потенциала человека. Сама же нервная система не
меняется, что
значит неизменность психики человека. Главными результатами
является увеличение творческого потенциала и продолжительности жизни
человека. В этом случае не число годов свидетельствует о длине жизни,
а жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал и
прочувствовал.
В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к
анализу психологической феноменологии.
Словарь-справочник.
Чакры (1927), Ч. Ледбитер
(издательство Теософского Издательский Дом, Уитон, штат Иллинойс,
США).
Тибетская живопись, переводы работ Ю.Н. Рериха -
Издание МЦР, 2001 год.
The Serpent Power. London: Luzak & Co, 1919,
(All India Press, Pondicherry, 1989 (14 ed.) – 500
p.
Вудрофф,
Джон - Материал из Википедии — свободной энциклопедии,
2011.
Городской, Хью Б.(2003). Тантра: секс, тайны
политики, и власть в изучение религии. Иллюстрированное
издание. University of California
Press.
Введение в
Маханирвана-тантру.
Чарлз Уэбстер Ледбитер- Материал из Википедии —
свободной энциклопедии, 2011.
Кундалини, оккультный опыт. Теософское Издательский
Дом, Мадрас 1938 года.
Yoga Dictionary. Philosophical
Library 1956.
Это Теософия...? (Автобиография)
Wood, Ernest E. (1936). "Is this
Theosophy...?"
Yoga, Immortality and Freedom,
Mircea Eliade, translated: W.R. Trask. London: Routledge & Kegan
Paul, 1958. First published in French as Yoga: Essai sur
l'origine de la mystique Indienne in 1933. «Йога: бессмертие и
свобода», Мирча
Элиаде.
«Третий глаз», 1956. Детство Рампы в монастыре
Чакпори. Быт, нравы
монастыря, жизнь послушников. Обучение под руководством «тулку»
(вновь-рождённого, перевоплощенца в новом теле) —
ламы-наставника
Мингъяра Дондупа. Как Лобсангу Рампе открывали третий глаз
(операция).
Obituary of Bertie in The
Times
ИСКУССТВО ТАНТРЫ, Филипп Роусон, ЛОНДОН, 1978 / The
Art of Tantra,
Philip Rawson, THAMES AND HUDSON LONDON, 1978. Алексей Юрьевич
Антомонов, перевод с английского (1-11 главы). 1983. Международный
Институт Ноосферы. Алексей Иванов, Дмитрий Рязанов, OCR, редактирование,
дизайн. 2010. Мариам Кереева, редактирование, перевод с английского (12
глава). 2007.
Кармическая диагностика и теория чакр. Тантрическая
концепция тела : [Сборник] / сост. А. Г. Лавров. Лазарев, С. Н.
(Сергей Николаевич), Данченко, С. М. - Москва,
1994.