Такое определение связано с тем, что при акценте разума на понятие "творчество, творить"
активизируются
нервные сплетения на скулах и
солнечное сплетение,
отвечающие,
соответственно, за прием-передачу чувств и рождение нового сказочного
произведения, продукта.
Переводы
"творчество" на другие языки:
- по-английски - oeuvre,
- по-французски - œuvre,
- по-испански - obra,
- по-украински - творчість, -чості
Понятие
"творчество" нельзя путать с понятиями "работа", "труд",
"деятельность", "мастер", "дело", "эвристика", "эврика", "интуиция",
"создание"...
Современное мировое использование понятия
"творчество"
имеет положительные характеристики - это возможность рождения новых
сказочных, фантастических, фееричных и чудесных произведений искусства в
любой сфере деятельности на окружающее самочувствие и ожидание людей.
Ошибочные современные подходы:
1. Некоторые психологи сводят творчество к механическому отбору и
перебору вариантов на основе памяти. В процессе отбора происходит
переход от одного поискового "поля" к другому. Сюда можно отнести
склонность другой части психологов трактовать творчество, как
комбинацию уже существующих элементов памяти и способности воображения.
Очевидно, такие подходы основаны на ассоциациях прошлого опыта, и их
правильно назвать созданием новых мотиваций или целей
разумом, но ни в коем случае не актом выхода за пределы опыта и рождением нового.
2. Марксистское понимание Творчества, исходит из того, что Т. — это деятельность
человека,
преобразующая природный и социальный мир в соответствие с целями и
потребностями человека и человечества на основе объективных законов
действительности. Т. о., Творчество определено как деятельность и
закон… Феномен самой деятельности и закономерности - каковы
психологические критерии, какие методы развития творческой
деятельности, каковы этапы творческого процесса?.. – не раскрыты.
Вместо этого имеем слова – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ЗАКОН, и далее следует
перечень результатов творческой деятельности. Ясно, что в этом
определении есть элементы софизма (от греч. sóphisma —мнимая
обоснованность).
3. Многие психологи придерживаются формализованного определения
Творчества на основе элементов логики. Убедительность на первый взгляд
определения Творчества, их логичность связана с хорошо замаскированной
ошибкой – за счет формальных аксиоматичных построений, нарушающих
однозначность явления и допускающего многозначительного понимания,
приводящих к смешению значения Творчества.
Вот один из примеров формализма
психологии:
«Самый главный "враг" творчества — страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу».
Здесь маскируется под творческий процесс известный психологический
концепт - Страх! Изначально, в творчество входит элемент вдохновения, и
ни о каком страхе не может быть речи. Данная формальность далее
переписывается от одного источника к другому. Задача такого подхода —
представить широко распространенное отрицательное
психическое явление как аргумент путем формальных рассуждений, заботясь не о знании явления, а об успехе или о практической выгоде.
4. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать
процессы Творчества на ЭВМ. Вместе с тем передача техническим
устройствам логических операций согласно формализму
психологии не решает задачи появления нового или акта творчества, так как отсутствует процесс выхода ЭВМ из базы знаний.
5. Творчество в
христианском
понимании – это труд очеловечивания вверенного ему земного мира,
просветления и одухотворения мира, победа тяжести жизни, так как
человек создан по образу и подобию своего Творца. При этом
Бог
хочет от человека продолжения Его творения и для этого дал ему
способность творить "Свой Образ". Такое определение отличается от
раннехристианского и имеет коренное заблуждение. Дело в том, что еще в
325 году н. э. понятие слово «Яхвэ», входящее в первую заповедь, на
Вселенском христианском соборе было заменено на «Бог». Таким образом,
закон «Я - есмь твое Я, да не будет у тебя другого
Я – есмь»,
к которому относились как к главному таинству, был изменен на заповедь
«Я твой Бог, да не будет у тебя других Богов». На современных языках
слово «Бог» имеет национальное значение: от Лучезарный до Того, перед
кем падают ниц. Т. о., естественный долг изучение и раскрытие
индивидуальности
был подменен на поклонение. Очевидно, что христианское творчество
поляризовано ритуальным почитанием и культом Бога с национальными
особенностями.
Пример творчества,
Женская сказка.
Новое определение добавляется к этимологии слова и энциклопедическому, которое имеет следующие значения:
ЭТИМОЛОГИЯ.
Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли:
др.-русск., ст.-слав. творити, творительный, творящий (др.-греч.
ἐπιτελειν, πράττειν, ποιεῖν), русск. творить, укр. твори́ти, белор.
творы́ць, болг. творя́ «делаю, творю», сербохорв. тво̀рити, словенск.
storíti, storím «делать», чешск. tvořit, словацк. tvоriť, польск.
tworzyć, tworzę, в.-луж. tworić, н.-луж. tworiś.
ТВОРить ("Корнеслов", Федор Шимкевич, 1842 г.),
1) о Боге: давать бытие, осуществлять; 2) в отношение к хлебам: разведя
просеянную муку в теплой воде, размешивать; 3) стар. - говорить,
утверждать; 4) стар. - полагать, думать:
Мысля ити на город, творя ею там.
= Церковное - творити, в единственном числе - относительно к
произрастениям, приносить плоды, в женском роде - делать, исполнять;
Сербское - творити; Польское - tworzyc, давать чему-либо приличный и
желаемый вид; Виндское - ftoriti, делать, производить; Кроатское - tvor,
действие, дело.
ТВОРЧЕСТВО (энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, 1890-1907)
— в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово
могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической
жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся или
вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие
творчества предполагает личное начало — и соответствующее ему слово
употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В
этом общепринятом смысле Т. — условный термин для обозначения
психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или
комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой и оригинальной
форме в области отвлеченной мысли, художественной и практической
деятельности (Т. научное, Т. поэтическое, музыкальное, Т. в
изобразительных искусствах, Т. администратора, полководца и т. п.).
Широкое значение, придаваемое термину, едва ли не составляет
отличительного свойства русского языка. Др.-греч. πόησις имело
специальное применение к области словесного Т. В зап.-европейских яз.
сливаются термины Т. и творения, созидания (cr éation, Schö pfung), в
различных специальных приурочениях. Отчасти понятию Т. отвечает нем.
Schaffen (dichterisches Sen.), франц. invention (не в смысле только
изобретения), g énie cré ateur и т. п. Термин invention уже в лат. яз.
(inventio) выражал понятие сочинять, творить; в области риторики
(трактат Цицерона "De inventione") и в поэтиках Возрождения оно имело
специальное значение — композиции, сочинения, вымысла, прикрас ("belle
invenzioni" у Торквата Тасси, "Discorsi dell'Arte poetica"). Различение
Т. научного от Т. художественного и от Т. в области жизненных отношений,
т. е. то различение деятельностей, которое может быть усмотрено и в
приемах, и в конечных целях каждого вида Т., приводило Аристотеля к
различному обозначению 3 основных свойств разума: созерцательного,
действенного и творческого (ποιητιχή) в тесном смысле слова (Никомахова
Этика; ср. Em. Egger, "Essais sur l'histoire de la critique chez les
Grecs", 1887). Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, —
стало быть, при несколько внешнем понимании термина, — Аристотель все
же дал прекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного Т.
как способности обдуманного или сознательного воплощения истинного при
отождествлении истины и красоты. В настоящее время принято различать
двоякого рода Т.: непроизвольное, бессознательное, непосредственное — и
продуманное, сознательное, художественное; первое характеризует по
преимуществу произведения первобытного, народно-собирательного
искусства, а второе относится к области высшего искусства, в котором
непосредственность вдохновения идет рука об руку с размышлением и
проверочной аналитической работой. Народно-собирательное Т.
характеризуется также эпитетами безличного и безыскусственного, в
противоположность Т. индивидуальному и сознательному. Последний эпитет
имеет несколько условное значение и не исключает непроизвольности и
непреднамеренности, составляющих характерные особенности процессов
творчеств. Когда все предусмотрено и предрешено заранее, тогда нет места
для творческой мысли и является то, что принято называть
сочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой работе мысли
представляется сложным и далеко еще не порешенным вопросом. В житейском
смысле "сознание" понимается по преимуществу как оценка значения — и с
этой точки зрения Белинский по прочтении "Бедных людей" Достоевского мог
выразить сомнение, чтобы автор сам понимал то, что он создал. С
психологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей психической
жизни, а могут быть лишь психические состояния; но в вопросе о
сознательном или бессознательном Т. имеется в виду большая или меньшая
координация различных функций психического организма человека. Затем
вопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках творческого
вдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих философов
древности, Платона и Аристотеля, является характерным показателем двух
различных мнений о сущности Т., которые поддерживаются поныне
представителями разных миросозерцаний. Великолепное описание
поэтического экстаза, данное Платоном в "Федре", в связи с теорией о
предсуществовании идей, с стремлением души освободиться от оков плоти,
чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину —представляется
основою позднейших теорий о творческом прозрении невидимого в миpe
реальных отношений. К этому взгляду примыкают и новейшие теории о Т.
бессознательном, или интуитивном. Аристотель, останавливаясь на
определении искусства как подражании природе (определении, между прочим
высказанном и Платоном), является представителем более реалистического
понимания процессов Т. (см. Поэтика). С этой точки зрения Т. сводится к
простой комбинации данных нашего сознания, восприятий внешнего мира.
Взгляды на Т., в исторической преемственности эстетических и философских
учений разделяют судьбу этих учений и тесно связаны с решением
метафизических проблем о красоте и истине; еще ближе вопрос о Т. входит в
круг задач современной психологии в связи с проблемами о процессах
мышления и зарождении идей. Поэты и художники не раз обращались сами к
определению сущности творческого акта (опыт циркулярного опроса
современных писателей по этому вопросу см. в "Ann é e psychologique", ч.
I); но в показаниях о процессах Т. обыкновенно ускользает самое
главное, по-видимому, неуловимое и не поддающееся определению в
психическом аффекте, обусловливающем творческий процесс. Историки и
критики, пытаясь проникнуть в тайники Т., обыкновенно ограничиваются (по
необходимости) собиранием и сопоставлением внешних форм, в которые
последовательно выливались психические состояния, предшествовавшие
окончательному воплощению творческого замысла, разлагая последний на его
составные части и подвергая оценке произведение в его целом. Если по
проверке всякое "новое слово" художника и мыслителя имеет лишь
относительное значение и абсолютно новое не представляется уделом
человеческого Т., если, с другой стороны, в не выясненном еще
окончательно вопросе об отношении сознательной и бессознательной
душевной деятельности первоисточник Т. характеризуется
бессознательностью и непроизвольностью, то во всяком случае акт Т. есть
процесс прояснения нашего сознания, продукты Т. — показатели расширения
горизонта сознания и "новыми" они представляются, прежде всего,
опять-таки по отношению к нашему сознанию. "Человеческий ум, — замечает
Сеаль (Gabriel S éailles, "Essai sur le gé nie dans l'art", П., 1897), —
не есть простое зеркало, отражающее природу... Он не получает своих
познаний, а приобретает их; не подчиняется им, а создает их (l'esprit ne
subit pas ses connaissances, il les cr é e)". В этом смысле, т. е. по
отношению к индивидуальному сознанию, Т. вполне законно приобретает
широкое применение, и если Алексей Толстой — тот из наших поэтов,
который всего резче высказался против придания слишком безусловного
значения художественному Творчеству, — возражал против мнения, что
художник — создатель своих творений, то им же вполне верно сказано:
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать.
В этом уменье воспринимать и в воплощении воспринятого — основные атрибуты Творчества.Ф. Батюшков.
Творчество (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, 2012) —
процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и
духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной
критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) —
уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо
вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может
получить в точности такой же результат, если создать для него ту же
исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает
в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу
возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей
личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную
ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей.
Гуманитарное определение
составлено на основе дневников исследования
. Дополнительные материалы: