Гуманизм — особый тип
философского мировоззрения, высшей
ценностью которого является человек с его земными делами и свершениями, с
присущими его природе способностями, влечениями и способами их
развития, с характерными для него нормами поведения и отношениями.
Кратко, гуманизм - это изучение человеческой природы от
первооткрывателя законов природы до раскаявшегося преступника-убийцы, в
котором главным приоритетом является человеческая жизнь.
В
широком смысле слова гуманизм — это доброжелательное отношение к
человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от
каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в
нем самостоятельный источник творческих сил и совершенствования. В
современной научной литературе под гуманизмом понимается вся
совокупность антропологических и гуманитарных наук (в этом смысле К.
Леви-Стросс говорит о «трех видах гуманизма», последовательно включающих
в себя изучение дописьменных культур примитивных народов, греко-римской
античности и цивилизаций Востока), а так же все явления духовной жизни
древности, Средних веков, в странах Востока, выходящее по своим
масштабам далеко за рамки одного лишь гуманизма западноевропейского
Возрождения (напр., для Н. И. Конрада гуманизм времен Ренессанса — лишь
одна из исторических форм гуманизма, который существовал в
древности).
«Счастливый человек» (Happy Human)
выбран в качестве официального символа гуманистическими
организациями
ЭтимологияГуманизм
— от лат. «homo»
- человек, «humanus» - человеческий, человечный, «humanitas» -
человеческая
природа.
Возникновение
термина ГуманизмНо как бы широко данное
понятие ни
трактовалось в современной исторической науке, своим возникновением
термин ГУМАНИЗМ обязан прежде всего культурной практике Возрождения,
положившей начало — в результате обращения к античности. Само понятие
впервые ввел
Цицерон, древнеримский философ, оратор,
106 до н. э. - 43
до н. э.. Под гуманизмом античный философ понимал высшее культурное и
нравственное развитие
человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с
человечностью.
В эпоху Возрождения создается
совершенно новая (светская) культура, во многом противоположная культуре
Средневековья с ее господством религии и Церкви в духовных и мирских
делах. Именно в эту эпоху культура начинает постепенно отделяться от
культа (процесс, получивший название секуляризации разума и культуры),
приобретая самостоятельную значимость и ценность.
Если одни западные историки (напр., П. О.
Кристеллер) усматривают в гуманизме эпохи Возрождения всего лишь
технический термин, обозначающий определенную педагогическую и
культурную программу, набор дисциплин гуманитарного профиля (грамматика,
риторика, история, поэтика, этика и др.), то другие (Э. Гарэн) придают
этому явлению прежде всего философский смысл, видя в нем принципиально
новое по сравнению со средневековым понимание природы и назначения
человека. По словам Я. Буркхардта, «именно в Италии эпохи Возрождения
человек и человечество были впервые познаны в полной мере и в их
глубочайшей сущности. Уже одного этого достаточно, чтобы проникнуться
вечной благодарностью Ренессансу. Логическое понятие человеческого
(Menschheit) существовало с давних пор, но только Возрождение вполне
познало суть этого понятия» («Культура Италии в эпоху Возрождения». М.,
1996, с. 306).
В отличие от античного космоцентризма и
средневекового теоцентризма новоевропейский гуманизм отстаивает
антропоцентрическую картину мира, в которой человек занимает
самостоятельное («срединное») место между Богом и природой, небом и
землей. В ряду многообразных знаний о внешнем мире и Боге знание о
природе самого человека гуманизм считал высшим и единственно доступным
для людей видом знания, утверждая при своем возникновении приоритет
гуманитарного знания перед естественнонаучным, с одной стороны, и
средневековой схоластикой — с другой. По словам
Петрарки (итальянский проторенессанс, 1304-1374),
одного из первых итальянских гуманистов, «к чему знать свойства зверей,
птиц, рыб и змей, если не знать или не желать узнать природу человека,
ради чего мы рождены, откуда приходим и куда идем» (цит. по: Гарэн Э.
Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986, с.
45).
Наибольшее влияние эта традиция оказала на
развитие социально-философской мысли — гуманистический идеал личности
как свободной индивидуальности, способной к самосозиданию и творчеству,
породил мечту об обществе, в котором эта способность будет полностью
реализована в жизни, что привело к возникновению первого утопического
социализма -
Т. Мор (1478 - 1535, английский
мыслитель-гуманист и писатель Святой Католической церкви),
Т.
Калтанелла (1568-1639, итальянский философ и писатель). В
дальнейшем, ход истории приведет к социально-политическим и
демократическим революциям.
Человек рассматривается как свободное существо,
способное творить самого
себя, придавать себе ту природу, которую он сам пожелает как субъект
познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный
разум и творческие потенции. В этом состояло главное открытие гуманизма,
которое получило развитие в рационалистической мысли Нового времени,
утверждавшей решающее значение человеческого разума как в познании мира,
так и в создании новых социально-политических форм общества.
Одновременно с классическим гуманизмом, с основанием
Фичино (1433 - 1499, гуманист, переводчик, философ,
астролог) флорентийской Платоновской академии перед угрозой
преследования со стороны инквизиции и под защитой
Козимо де
Медичи (1389-1464, основателя династии Медичи) последовала
вспышка интереса к герметизму, мистике и культуре
античности, что сложило «герметический корпус», привело к
появлению
масонских
лож и герметических Орденов.
Гуманизм в Новое
времяТема кризиса
гуманизма и соответственно критики основных установок гуманистического
сознания становится преобладающей в 19—20 вв. на постклассическом этапе
развития философской мысли, вызванном сомнением в способности человека в
условиях современного общества сохранять позицию свободного и
автономного субъекта. Уже
Ф. Ницше (1844-1900,
немецкий мыслитель и философ) объявил войну всему «слишком
человеческому», усматривая в современности конец христианской культуры и
приход в мир «сверхчеловека» с его «волей к власти» (впрочем, вопрос об
отношении Ницше к гуманизму до сих пор остается спорным). В 20 в. для
романтически и консервативно настроенных критиков западной цивилизации
гуманизм — одна из причин резкого снижения духовного уровня, разрыва с
морально-религиозными и аристократическими ценностями средневекового
общества. Противоядием от «омассовления» культуры
X.
Ортега-и-Гассет (1883-1955, испанский философ) считал
«дегуманизацию искусства», разрушение внешнего правдоподобия в
художественном произведении. По мнению
Н. А. Бердяева
(1874-1948, русский религиозный и политический философ), главный изъян
гуманизма — в отрыве человека от Бога, в утверждении «человекобожества»
(в противоположность «богочеловечеству»), что в конечном счете ведет к
самоистреблению человека и иссяканию его творческих сил, возникновению
нигилизма (Ницше) и социализма (Маркс).
В других
вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение
основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведется критика
капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию
человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице
финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных
средств массовой информации. Критика эта характерна для многих
направлений левого толка и различных представителей неомарксизма, в
частности Франкфуртской школы (М. Хоркхаимер. Т. Адорно, Г. Маркузе),
неофрейдизма (Э. Фромм) и др.
Трагическая судьба
гуманизма в 20-м столетии — центральная тема экзистенциализма. Согласно
М. Хайдеггеру (1889-1976, немецкий
философ), несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в
абсолютизации им человеческой субъективности как условия
познания и покорения внешнего мира посредством науки и
техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл
его существованию (см. «Письмо о гуманизме»). Задача человека — не
навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия», как он
звучит в языке, приобщаясь к сакральности действительного мира. Этой в
целом антигуманистической позиции Хайдеггера противостоит точка
зрения
Ж.-П. Сартра (1905-1980, французский
философ), трактующего экзистенциализм как гуманизм, понимая под этим
свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный гуманизм в
отличие от классического апеллирует к человеку не как к родовому
существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к
конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного
существования.
Линия «теоретического антигуманизма»,
исключающая из анализа общества и культуры установку на человеческую
субъективность, растворяющая человека в различного рода структурах,
представлена в современной философии структурализмом и
постструктурализмом. Хотя основоположник структурной антропологии
К. Леви-Стросс (1908-2009, французский этнограф и
культуролог) отрицал свою причастность к антигуманизму, именно в лоне
этого направления было провозглашено безусловное первенство безличных и
объективных структур над индивидуальными и коллективными действиями
человека. Такая установка привела в постструктурализме к тезису о
«смерти человека» в различных «дискурсивных практиках» (М. Фуко), к
технике постмодернистской «деконструкции» (Ж. Деррида), исключающей
любые ценностно-мировоззренческие ориентиры и
цели.
Гуманизм в
современное
времяПоиски новых форм гуманизма,
соответствующих
духу времени, ведутся в современной западной философии как в т. н.
неоязычестве «новых правых», так и в христианской — католической и
протестантской — мысли (К. Барт, Ричард Нибур, П. Тиллих), неотомистский
проект «интегрального гуманизма» Ж. Маритена. Дискуссия вокруг
гуманизма и его судьбы в современном мире указывает не только на
глубокий кризис, переживаемый этим мировоззрением, но и на его
непреходящее значение для всей истории человечества.
Одним из
таких мировоззрений является светский гуманизм.
Светский (секулярный)
гуманизм (англ.
Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма,
мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье,
развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей
ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется
религиозному, подразумевает особую ответственность перед человечеством и
этические последствия человеческих решений. От религиозного гуманизма
отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально
иллюзорный способ ориентации человека в мире.
Принципы
светского гуманизма:
- Свободное
исследование. — Недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода
прессы и средств коммуникации.
- Отделение церкви от
государства. — Во избежание нарушения принципа свободного исследования
необходимо отделить церковь от государства.
- Идеал
свободы. — Недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав
меньшинства и власти закона.
- Этика, основанная на
критическом мышлении. — Независимость этики от религии. Возможность и
необходимость вывода моральных норм без религиозного
откровения.
- Моральное образование. — Необходимость
нравственного воспитания и образование детей. Недопустимость навязывания
религии молодым людям, прежде, чем они будут способны дать на это
добровольное и осмысленное согласие.
- Религиозный
скептицизм. — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на
реальность.
- Разум. — Использование рациональных
методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и
установления критериев его истинности.
- Наука и
техника. — Признание научного метода наиболее достоверным способом
понимания мира.
- Эволюция. — Порицание попытки
креационизма включать в учебники биологии религиозных доктрин, потому
как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само
существование эволюции видов, что отрицать его слишком
трудно».
- Образование. — «Образование должно быть
неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и
демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста,
обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание
правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать
способность к критическому мышлению. Опасность СМИ, как средства
навязывания догм.
В число важнейших
методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного
критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и
науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это
предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и
экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика,
политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие
исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические
и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.
Светский гуманизм
связывает
происхождение феномена гуманизма с закономерностями мирового
космоэволюционного процесса, считая гуманизм естественным результатом
мировой эволюции.
В настоящее время светский гуманизм
является
наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным
направлением в мировом гуманизме. Это наиболее ярко выражается в
деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС —
IHEU, учрежден в 1952 г.), ныне объединяющего национальные
гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5
миллионов человек. Организаторы МГЭС принимали активное участие в
организации ООН. Среди них можно упомянуть
лорда Джона Бойд
Орра (1880-1971), первого главу Всемирной продовольственной
организации (WFO),
Джулиана Хаксли (1887-1975),
первого генерального директора ЮНЕСКО, а также
Брока
Чисхолма (1896-1971), первого главу Всемирной организации
здравоохранения (WHO).
Религиозный
гуманизм (англ. Religious humanism) — одно из направлений
современной философии гуманизма, подразумевает интеграцию
гуманистической философии с религиозными обрядами и верованиями, в
центре которых человеческие потребности, интересы и способности. Многие
религии, как индуизм, буддизм и системы мировоззрения, такие как
конфуцианство, даосизм и зороастризм, которые сосредотачиваются на
человеческой природе действуют больше, чем богословие, и всегда были в
первую очередь гуманистическими. Однако в настоящее время, в гуманизме
доминирует почти исключительно светский гуманизм. Это породило новую
версию гуманистической религии, которые схожи по философии светского
гуманизма и прежде всего различаются по своим определением религии и их
позиции на сверхъестественные убеждения. Религиозные гуманисты одобряют
религиозных обряды и ритуалы. Но они отрицают существование
сверхъестественного и загробной жизни,
рассматривая данные воззрения как выражение «искренней устремлённости,
поисков и
духовного опыта», вдохновляющего человека на следование «высшим
нравственным
идеалам».
В одной из своих проповедей
Куртис В.
Ризе (1887-1961) из унитарианской церкви в г. Де-Мойн (штат
Айова) заявил: «Революция в области религии, состоящая в переходе от
теократии к гуманизму, от автократии к демократии, вызревала в течение
долгого времени… Демократическая религия принимает форму
„посюсторонности"… Согласно демократической религии, главная цель
человека состоит в том, чтобы содействовать человеческому благополучию
здесь и теперь». Впоследствии Ризе стал известным представителем
религиозного гуманизма в США, а в 1949-50 гг. возглавлял Американскую
гуманистическую ассоциацию.
Первый гуманистический
манифест
(англ. A Humanist Manifesto (Humanist Manifesto I)) вышел в 1933,
главная идея которого состояла в необходимости создания новой
нетрадиционной гуманистической религии. В Манифесте подчёркивалось, что
развитие человеческого общества, новые научные концепции и достижения
требуют пересмотра отношения к религии: «Нынешняя эпоха породила
огромные сомнения в традиционных религиях, и не менее очевиден тот факт,
что любая религия, претендующая на то, чтобы стать объединяющей и
движущей силой современности, должна отвечать именно теперешним нуждам.
Создание такой религии — главнейшая необходимость
современности».
В настоящее время появился
гуманистический
буддизм, который охватывает все буддийские учения со времен
Гаутамы Будды (563
до н. э. — 483 до н. э.,
духовный учитель и легендарный основатель буддизма) до наших дней.
Практики Будды основаны исключительно на ранних текстах, на анализе
теории неявных ошибок, содержащихся в разных стадиях эволюции буддийской
традиции, в критике непонимания и злоупотребление «авторитетами» основ
Будды. Цель Гуманистического буддизма является бодхисаттва, который
стремится помочь всем живым существам освободиться
самостоятельно. Гуманистический Буддизм уделяет больше внимания вопросам
мира, а не о том, как оставить мир позади, по уходу за жизнью, а не
мертвым, на пользу другим, а не на благо себя, на всеобщее спасение, а
не спасение только
себя.
Трансгуманизм
- рациональное
мировоззрение, рожденное в современную эпоху, основанное на осмыслении
достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и
желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью
передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и
смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические
возможности человека. В 1998 году философы
Ник
Бостром (1973) и
Девид Пирс основали
Всемирную ассоциацию трансгуманистов.
Главной
целью
трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека с
использованием всех возможных для этого способов. Для достижения этой
цели трансгуманизм предлагает:
- всячески
поддерживать технический прогресс;
- изучать
достижения науки и техники, вовремя предотвращать опасности и
нравственные проблемы, которые могут сопутствовать внедрению этих
достижений;
- расширять свободу каждого отдельно
взятого человека, используя научно-технические
достижения;
- как можно более отдалить, а в идеале —
отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда
умирать и умирать ли вообще;
- противостоять учениям и
организациям, имеющим цели, противоположные идеям трансгуманизма —
отказ от технического развития, «возвращение к природе», религиозный
фундаментализм, традиционализм, и прочие формы идеологий антимодернизма и
антипрогрессизма.
Трансгуманисты поддерживают
разработку новых технологий; особенно перспективными они считают
нанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии, разработки в
области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера
и крионику.
Многие трансгуманисты считают, что
непрерывно
ускоряющийся технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать
постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от
способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная
инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов и прямых
интерфейсов
«компьютер—мозг».
Критика
современного гуманизмаСовременный гуманизм
соединяет
разнородные взгляды, идеи и теории разных эпох. Смысл такого гуманизма
заключается в подмене одних логических оснований другими или на
авторскую эклектику. Эклектика отличается тем, что в этих
работах отсутствуют авторские духовно-философские открытия и качественно
новые культурные знания, они включает в себя поиск ответов на вечные
вопросы и творческую переработку различных религиозных, философских,
оккультных, метафизических и научных учений. Пустота и
бесплодность таких эклектических гуманистических построений можно
отметить на примере одного из главных этических положений - старение и
максимальная естественная продолжительность жизни человека.
Для человека старение всегда имело особое значение.
Веками
философы, мудрецы обсуждали причины старения, алхимики искали эликсир
молодости, а религии придавали старению сакральное значение.
В современном
гуманизме происходит подмена оснований и целостности
"продолжительность жизни человека", когда указывают на увеличение
средней продолжительность человека при рождении от 20 лет во время
неолита, до 30 лет в Средневековье, 35-40 лет начало 20-го века до 67
лет в настоящее время. На самом деле за всю историю существования
современного человека изменения
максимальной естественной продолжительности жизни незначительны и
составляют те же 110-122
года. Это рекордсмены долгожители, что в настоящем временем -
Жанна Кальман, 1875-1997 (122 года); что в 9 веке -
полулегендарный даосский святой
Чэнь Туань, 871-989
(118 лет), во 2 веке -
Чжан Даолин,
даосский патриарх-отшельник и основатель Школы Небесных Наставников
Тяньши дао, 34-156 (122 года); в древние времена -
Фу
Си, легендарный первый император Китая, правил 2852-2737 год
до н. э. (115 лет).
Так же подделка эклектицизм
отмечается в
другом важном гуманистическом положении "естественные человеческие
способности, влечения и способы их развития". Человеческие
способности, как творческие, умственные, конструктивно-технические,
музыкальные, литературные, художественно-изобразительные и физические
остаются прежними. Более того, иногда можно выделить их падение, взяв
античность (VIII в. до н. э. — V в.
н. э.) и сравнив с современными достижениями.
Например, изобразительное
искусство:
АНТИЧНОСТЬ:
Древняя Греция (Эллада), 8-2 век до н. э.
Ника Самофракийская (богиня Победы), автор неизвестен, ок. 190 до н.э.
Лувр,
Париж.
Древняя Греция (Эллада).
Афродита, Эрос (Амур, бог Любви) и Пан (бог
пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы), 100 до н.э.,
Дельфы,
Греция Древняя Греция (Эллада). Атлант
Фарнезский, ок. 200 до н.э., Нац. музей
Неаполь. Атлас (или Атлант; др.-греч. Аτλας) — в греческой мифологии
могучий титан, сын титана Иапета и Климены (варианты: Фемиды, Асии),
брат Прометея, Эпиметея и Менетия. Атлант держит на голове и руках
небесный свод. Изобретатель небесной сферы со звездами; символом
выносливости и терпения 19 век и СОВРЕМЕННОЕ
ВРЕМЯ:
Мыслитель. 1879-1889. Огюст
Роден. Скульптура является одной из наиболее известных
работ. ТАЛАНТ И ВДОХНОВЕНИЕ. 1905.
Камилла
Клодель. Модель 47-метровой скульптуры
"Колосс Олимпийский". 2008. Зураб
Церетели Можно четко отметить падение
эстетического восприятия и его передачи за несколько тыс.
лет.
В случае трансгуманизма выделяют
следующие угрозы, связанные с подменой достижений естества человека на
научно-технические
достижения:
- Недостижимость (аргумент
«Футурхупа» — расхваливания будущего).
- Высокомерие
(аргумент игры в Высший Разум).
- Презрение к плоти
(аргумент протезирования, как источника
молодости)
- Упрощение человеческой личности (аргумент
«Достаточно»).
- Генетическое дробление (аргумент
«Гаттаки»).
- Разделение общества на Высших и Низших. В
частности, рассматривается угроза расслоения человечества на
бессмертную, неуязвимую и почти всемогущую финансово-политическую
верхушку и подконтрольную ей массу «обычных» людей (аргумент социальной
несправедливости).
- Угроза этике, нравственности и
демократии (аргумент «Дивного нового
мира»).
- Дегуманизация, создание нечеловека (аргумент
Франкенштейна).
- Фантом принуждения (аргумент
евгенических войн).
- Угрозы существованию
человечества (аргумент Терминатора)
Подделкой
эклектицизма под гуманизм легче всего обманывать массы, давая кажущееся
удовлетворение,
якобы учитывая все стороны процесса, все тенденции развития, все
противоречивые влияния и прочее. А на деле нет никакого цельного и
революционного понимания гуманизма.
Например,
изобретение колеса - это выход за пределы знаний далекого 5
тыс. лет до н. э. на территории современной Румынии (Кукутени). Далее за
тысячелетие колесо появляется в Германии, Болгарии, Польше, Триполье,
Южнорусских степях, Северном Кавказе... Колесо и в наше время осталось
тем же колесом, произошли только внешние изменения
атрибутики.
Остальные направления
современного гуманизма строятся на риторике и авторской переработке с
соединением разнородных учений, тенденций и теорий разных эпох без
авторских фундаментальных открытий собственной природы и, в широком
смысле, человека. Такие учения подобны однолетним растениям, жизненный
цикл которых: созревание, цветение и смерть занимает один лишь
вегетативный год. Ибо нет громких открытий в области ЧЕЛОВЕК, такого же по значению, как "колесо".
В современную
эпоху из направлений гуманизма можно выделить появление научного
гуманизма (не путать с
натуралистическим).
Научный
гуманизмНаучный
гуманизм — практическая система
мировоззрения, сконцентрированная на естественное рациональное
самосовершенствование человеческой личности, изучение достижений
духовной культуры и на вере в высшую ценность человека. Научный гуманизм
дает четкое и ясное определение,
что есть ЧЕЛОВЕК. В
таком определении
заключены 1) познавательные схемы взаимодействия Вселенная,
Человек и Микрокосмос; 2) понимание места человека в Мире; 3)
понимание как влияют те или иные исследования на экологию, что есть
совесть, нормы поведения, склонности, пороки и способности
человека,
модели психотипов
человека. Благодаря такому определению ясно и
конкретно выстраивается последовательная
линия самосовершенствования и
самореализации человека, а так же проводится
научная классификация
психических явлений человека.
Например, в
научном гуманизме практически
раскрывается, как производятся новые идеи, открытия и произведения,
словом —
что
есть эвристика или как происходит индивидуальное творчество в
различных областях
человеческой деятельности для создания предметов материальной и духовной
культуры.
Манифест научного гуманизма несколько
отличается от
гуманизма и его устремления Американской гуманистической ассоциацией
(АГА):
- Познание мира
происходит в результате
наблюдения, экспериментирования и рационального
анализа.
- Человеческие существа являются неотъемлемой
частью природы и результатом эволюционного
изменения.
- Этические ценности происходят от
тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку
опытом.
- Жизнь приобретает смысл в счастье и служении
личности гуманным идеалам.
- Человеческие существа
социальны по своей природе и находят смысл во взаимоотношениях между
собой.
- Работа на благо общества и
самосовершенствование максимизирует счастье
индивидуума.
- Высшим гуманным идеалом является
эмпирическое естественно-научное познание человека и его взаимодействия с
природой.
Фундаментальное отличие
научного гуманизма от других направлений заключается прежде всего в
последнем пункте Манифеста. В научном гуманизме делается упор на
человеческой способности выхода за пределы существующих знаний,
практическое эмпирическое исследование резонансов нервной системы (или
антропорегуляция) и внешних
систем, включая выработку критериев, правил безопасности, накопление и
передачу культурно-духовных достижений следующим поколениям, получение
духовно-философских открытий и качественно новых культурных знаний.
Проекция активности нервных сплетений и центров (санскр. - чакры) на теле (коже).
В структуру научного гуманизма входит
научный метод построения новых знаний о природе человека,
входят:
- Наблюдение
фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений
антропорегуляции. В таких описаниях с необходимостью используются
различные абстракции.
- Анализ
результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и
второстепенного.
- Обобщение
(синтез) и формулирование гипотез или
теорий.
- Прогноз: формулирование
следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью
антропорегуляции или логических
методов.
- Проверка прогнозируемых
следствий с помощью критического
эксперимента.
- Преемственность или
взаимосвязь с прежней научной парадигмой (и
культурой).
На каждом этапе
принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к
полученным результатам любого уровня. Необходимость всё доказывать,
обосновывать проверяемыми данными, подтверждать выводы результатами
экспериментов отличает научный гуманизм от других форм мировоззрения, в
том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные
догматы.
Дополнительные
материалы
по научному гуманизму:
Литература:- Конрад
Н. И. Об
эпохе Возрождения.—Он же. Восток и Запад. М., 1972;
- Ревякина Н. В.
Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV—первой
половины XV в. М., 1977;
- Боткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль
жизни, стиль мышления. М., 1978;
- Медведев И. П. Византийский
гуманизм XIV—XV вв. М., 1976;
- Итальянский гуманизм эпохи Возрождения.
Сб. текстов, ч. 1—2. Саратов, 1988;
- Кудрявцев О. Ф. Ренессансный
гуманизм и «Утопия». М., 1991;
- Kristeller P. О. Studies in Renaissance.
Thoughts and Letters. Roma, 1956;
- Фуко М. Слова и вещи. Археология
гуманитарных наук. М., 1977;
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм—это гуманизм.—В
кн.: Сумерки богов. М., 1989;
- Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990;
- Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства.— Он же. Эстетика. Философия
культуры. М., 1991;
- Девч-Стросс К. Три вида гуманизма.—Он же.
Первобытное мышление. М., 1994;
- Губман Б. Л. Западная философия
культуры XX века. Тверь, 1997;
- Кассирер Э. Натуралистическое и
гуманистическое обоснование философии культуры.—В кн.: Постижение
культуры. Ежегодник, вып. 7. М., 1998;
- Юрий Чёрный. Современный
гуманизм, 2008.